Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд

Автор: Шовхалов Шамиль

Для создания, функционирования и дальнейшего развития коммерческой организации необходимы финансовые ресурсы. Являясь основой при организации и развитии предприятия, финансовые ресурсы должны соответствовать шариатским нормам и принципам.

Финансовые ресурсы – это источники формирования и увеличения активов организации, которые по юридической принадлежности делятся на собственные и заемные.

В экономической литературе собственные финансовые ресурсы по источникам формирования классифицируют на инвестированные и накопленные. В свою очередь инвестированный включает в себя такие источники:

– вклады от учредителей (акционеров, пайщиков) в момент учреждения;

– последующие взносы извне: уставный капитал, включая его увеличение за счет дополнительных взносов учредителей; добавочный капитал в части эмиссионного дохода и курсовых разниц, возникших при формировании уставного капитала.

Рассматривая инвестированный капитал сквозь призму норм Шариата, следует выделить ситуации, когда каждый из видов данного источника становится запретным.

Вклады от учредителей должны соответствовать нормам Шариата, в том отношении, что они изначально не должны быть добыты запрещенным путем. Этому была посвящена вторая глава данной книги. Такое понимание исходит из того, что прибыль, полученная в результате запрещенных хозяйственных операций, не может являться нормальным источником финансирования активов организации согласно исламской позиции. Также к запрещенным источникам относят деятельность, связанную с любым видом мошенничества, взятками, насильственным приобретением и т. д.

Таким образом, инвестированный собственный каптал должен оцениваться с точки зрения тех источников, к которым прибегли вкладчики, акционеры и т. д.

Аналогично оцениваются и последующие взносы извне.

Накопленный капитал – это капитал, генерируемый в процессе коммерческой деятельности, включающий уставный капитал в части пополнения за счет прибыли, резервный капитал, нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), эмиссионный доход и доходы будущих периодов.

Соответственно, в части пополнения уставного капитала за счет нераспределенной прибыли, самой нераспределенной прибыли и др. требования к данным источникам носят схожий с предъявляемыми к инвестированному капиталу характер.

Отдельно стоит выделить эмиссионный доход, образующийся в результате эмиссии ценных бумаг.

Заемный капитал в целом можно разделить на заемные средства и кредиторскую задолженность.

Заемные средства – это денежные ресурсы, полученные на определенный срок с уплатой процента по ним. Заемные средства могут включать:

– банковские кредиты;

– займы юридических лиц;

– облигации и др.

Общей чертой заемных средств, привлекаемых физическим или юридическим лицами на территории РФ, является их платность, т. е. начисление установленной процентной ставки на основную сумму долга, которые требуется выплатить в определенные периоды, установленные в договоре. Общеизвестным фактом является наличие в Шариате запрета на любые сделки, которые предполагают такую схему, т. е. ростовщичество. Так, в Коране сказано (смысл): «...Аллах… запретил ростовщичество...» (2:275). Ростовщичество в Шариате возникает в двух видах сделок: кредитные отношения и купля-продажа. В данном труде ранее они были исследованы, поэтому нет необходимости раскрывать их сущность заново.

Следующий источник финансовых ресурсов коммерческой организации – это кредиторская задолженность.

Кредиторская задолженность – это задолженность физического или юридического лица перед другими лицами, возникающая при различии даты поступления товаров, выполнения работ или оказания услуг и даты их фактической оплаты. Данный источник финансирования активов является эффективным при условии отсутствия просроченной задолженности.

Шариат дозволяет использовать кредиторскую задолженность в качестве финансового ресурса. В Коране сказано (смысл): «О, вы, которые уверовали, когда берете в долг другу друга до оговоренного срока, записывайте это» (2:282). Согласно сборникам «Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари и «Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима Пророк Мухаммад сам брал в долг, также передается, что Пророк сказал: «Дважды предоставленный от мусульманина другому мусульманину долг подобен одной милостыне».

При этом кредиторская задолженность  является важной с точки зрения её погашения. Различают задолженность товарного характера (перед поставщиками и подрядчиками) и нетоварного характера (например, перед работниками). Умышленное невыполнение договорных условий в части своевременной оплаты любой из сторон считается запретным действием. С другой стороны, в Шариате является желательным действием откладывать выплату задолженности.

Необходимо подчеркнуть, что помимо общепринятых условий такого договора, в Шариате недопустимо устанавливать цену за использование кредиторской задолженности. Соответственно, прописывать штрафные санкции за нарушение условий договора является запрещенным деянием. Это скорее вопрос этики взаимоотношений контрагентов.

Таким образом, можно выделить три важных правила в Шариате при использовании ресурсов, привлекаемых в качестве финансирования активов:

– привлечение источников, изымаемых дозволенным путем согласно Шариату;

– отсутствие платности предоставляемых ресурсов;

– соблюдение условий заключаемых договоров.

Условия дозволенности заработка в Исламе

Автор: Шовхалов Шамиль

Во многих статьях мы поверхностно затронули многие сферы деятельности, которые прямо или косвенно нарушают нормы Шариата (см. http://rifc.su/?s=шовхалов). В данной статье обобщим условия для работы в качестве руководителя или наемного сотрудника. По причине того, что этот вопрос лаконично был отвечен одним из современных ученых в области исламского права (см. Муфтий Мухаммад ибн Адам, ДарулIftaa.com), далее приведем его слова:

"Дозволенность работы в целом зависит от двух вещей: 1) Характер работы должны быть законным (халяль), что означает, что если работа влечет за собой то, что запрещено в Шариате, как алкоголь, ростовщичество и т.д., то работа будет запрещенной. Основание для ее запрета заключается в том, что сама работа запрещена в Шариате, и в связи с этим, даже если зарплата выплачивалась из дозволенного источника, работа будет считаться незаконной. 2) Заработная плата, которую получает человек, должна быть из дозволенного источника. То есть, если работа сама по себе разрешена Шариатом, но заработная плата выплачивается за счет незаконного в шариатском значении источника, как похищенное имущество или ростовщические источники, то такая деятельность признается запрещенной.

Исходя из вышеизложенного, если ваша работа не влечет за собой ничего противоправного, а во-вторых, и что более важно, зарплату вы получаете не от незаконного источника, то ваша работа будет разрешенной (халяль). Если же заработная плата выплачивается из источника, включающего запрещенное и дозволенное, то необходимо установить чего больше. Аллах знает лучше!". В качестве дополнения отметим, что ученые в области исламского права разделились в отношении ситуации, когда источник заработной платы содержит запрещенное и дозволенное, в целом на две группы: - которые запретили участие в такой деятельности вообще; - которые разрешили работать там, если дозволенный источник превышает запрещенный, при этом чаще всего они указывают на нежелательность такого вида деятельности.

Например, отвечая на вопрос "Является ли запрещенным (харам) заработок бухгалтера, работающего в заведениях общественного питания (ресторан, бар), где продают запретное (алкоголь и др.)?", муфтий Мангера пишет: "Если ваш заработок не участвует напрямую в запретной деятельности, то однозначно сказать, что весь ваш доход является запрещенным (харам) нельзя, но мусульманину в принципе не стоит работать в такого рода заведениях. Постарайтесь найти иной способ заработка" (см. http://www.albalagh.net). То есть можно выделить 2 условия работы в таких заведениях: 1. Существует острая необходимость в следствие отсутствия иных источников дохода; 2. Есть намерение поменять работу при первой возможности.

Таким образом, выделим следующие условия дозволенности заработка в Шариате: 1. Для руководителей: - нельзя, чтобы в работе присутствовали запрещенные элементы в любом процентном соотношении; - нельзя привлекать финансовые источники, связанные с ростовщичеством. 2. Для наемных работников: - нельзя, чтобы в работе присутствовали запрещенные элементы в любом процентном соотношении; - если работа не связана с запрещенными элементами (харам), но доход организации включает в себя и запрещенные виды деятельности, то здесь 2 мнения: нельзя работать вообще или можно, если дозволенное (халяль) в совокупном доходе превышает 50 %, а также у вас есть необходимость в этом при условии смены деятельности при первой возможности.

Каждый вправе опираться на любое мнение, но важно помнить, что мнение группы ученых в таких вопросах - это не индивидуальная обязанность. То есть если кто-то не принимает для себя лично мнение о дозволенности работы в организации, где дозволенный доход смешан с запрещенным, то он может не работать там, и никто не имеет права его отговаривать, указывая на существование обратной точки зрения. Это тонкий вопрос, зависящий от степени Веры каждого человека.

Бизнес по Шариату: салон красоты и парикмахерская

 

Автор: Шовхалов Шамиль

Данного рода услуги в своей основе дозволены, однако существует ряд требований к данной коммерческой деятельности, которые можно встретить в работах специалистов в области исламского права. Обобщим их и выделим наиболее ключевые: – требуется использовать разрешенные Шариатом ингредиенты при проведении различных процедур; – необходимо соблюдать правила в отношении полов, например, не допускается парикмахеру-женщине делать стрижку мужчине; – запрещается оказывать услуги, противоречащие нормам Шариата: пирсинг в различных местах, прически, характерные для распущенных людей, и пр.; – не разрешатся оголяться без необходимости при оказании различных услуг, от которых не зависит здоровье или жизнь человека.

 

Заработок и спорт

Автор: Шовхалов Шамиль

Сегодня спорт стал средством заработка на жизнь. Поэтому важно знать следующие запреты на основе решений специалистов в области исламского права и придерживаться их, открывая различные клубы, спортзалы, центры, а также проводя мероприятия различного рода и т. д.:

  1. Польза от занятия спортом должна превышать вред, если таковой имеется. Например, если при занятии тяжелой атлетикой у какой-либо женщины может развиться бесплодие, соответственно, недопустимо для нее заниматься этим.
  1. Запрещается наносить ущерб здоровью и жизни. Различные единоборства предполагают нанесение увечий друг другу, что не дозволено Шариатом. Например, Пророк говорил (смысл): «Если кто-нибудь из вас будет бить кого-либо, пусть не касается лица этого человека» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари). К сожалению, в наше время наблюдаются летальные исходы в результате увлеченности спортсменов.
  1. Не дозволено заниматься контактными видами спорта вместе женщинам и мужчинам, не являющимся близкими родственниками.
  2. Требуется соблюдать нормы одежды, установленные Шариатом.

Если соблюдать данные основные правила, то занятие спортом будет только приветствоваться, потому что в Исламе является желательным следить за своим здоровьем и внешностью. Также важно отметить, что многие виды спорта, которые предполагают нарушение правил Шариата, можно практиковать, исключив запретное. Например, заниматься боксом, отрабатывая удары, скорость, силу и пр., можно до тех пор, пока не будет элементов запрета Шариата, таких как нанесение ударов по лицу без необходимости.