Фикх аль-муамалят. Раздел 33. Шестой вид запрещенных сделок: продажа овощей и фруктов до их появления

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

К запрещенным по Шариату сделкам относится продажа того, что человеку не принадлежит, и чего у него нет, поскольку появляется возможность обмана покупателя. Примером этого правила является также и продажа плодов с дерева до их появления и созревания, потому что плоды могут вообще не взрасти или созреть в малом количестве, что приведет к тому, что их фактическая цена будет намного меньше уже полученной суммы. В такой ситуации появляется возможность обмана покупателя, что может привести к спорам и вражде между людьми, поэтому в Шариате такие сделки запрещены.

Существует очень много священных текстов в отношении таких сделок, упомянем лишь некоторые из них.

1) Хадис, переданный Бухари и Муслимом, от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, где он сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать плоды, пока не начнется их созревание. Этот запрет касается и продавца и покупателя» [1]. Под началом созревания имеется ввиду период, когда они начнут формироваться в такой степени, что можно пользоваться ими из-за их спелости.

2) Хадис, переданный Муслимом, от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, где Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать плоды пальм, пока они не покраснеют и не созреют. Также он запретил продавать колосья, пока они не побелеют и будут защищены от порчи, ведь до созревания они могут погибнуть из-за насекомых [2]. Этот запрет касается и продавца и покупателя» [3].

3) Хадис, переданный Насаи, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,  в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не продавайте друг другу плоды, пока они не созреют» [4]. Причиной такого запрета являлось множество споров, которые возникали во время Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из-за подобных сделок.

4) Имам Бухари передал от Зайда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, что люди во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, продавали и покупали фрукты, и когда приходили забрать их, то говорили, что деревьев постигла болезнь. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не продавайте, не покупайте плоды, пока они не созреют».

5) Хадис, переданный Бухари и Муслимом, от Анаса ибн Малика, в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать фрукты, пока они не зацветут. Когда его спросили: «Как понять. Что они зацвели?» – он ответил: «Когда они покраснеют». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, далее сказал: «Что вы скажете, если Аллах погубит этот урожай? Как же вы будете пользоваться имуществом своего брата не по праву?» [5].

___________________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2194), Муслим (1543).

[2] Это указывает на зрелость пшеницы.

[3] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2195), Муслим (1535).

[4] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2197), Ибн Маджа (2214).

[5] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2198), Муслим (1555).

Фикх аль-муамалят. Раздел 32. Пятый вид запрещенных сделок: перепродажа купленной вещи до физической передачи товара

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

К запрещенным по Шариату сделкам относится продажа того, что физически не находилось у покупателя. Мусульманину, который что-то купил,  запрещено перепродать товар до того, пока он не получил его физически, поскольку это предполагает потерю этой вещи, или кражу, или порчу по независящей от него причине [1]. Возможно, что продавец обманул покупателя [2]. Продажа же того, в чём есть неопределённость, запрещена. В хадисе от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, сказано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать еду, пока покупатель её не заберет [3]. Ибн Аббас добавил: «Я считаю, что подобным образом надо поступать со всеми видами товаров» [4].

Та сделка, которую человек заключает, перепродавая другому то, что еще не приобрёл, является недействительной. Сказано в хадисе: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил перепродавать товар, пока им не будут владеть физически [5], то есть пока право собственности к ним полностью не перейдет». Имам Муслим передал: «Тот, кто покупает еду, пусть не перепродаёт её, пока полностью не рассчитается и не заберёт ее».

_______________________________________________________________

[1] Например, когда продавец будет перегонять автомобиль покупателю, первый может его разбить, попасть в аварию, у него могут его угнать, он может прийти в негодность от какого-то природного катаклизма и т.д.

[2] Например, покупатель может договориться с кем-то продать автомобиль, а продавец может его и не отдать.

[3] Раньше встречались ситуации, когда покупатель приобретал еду, но не забирал её, а уходил искать того, кому можно было бы её перепродать. Получалось, что он брал одну сумму денег, а получал другую, физически не владея предметом торговли.

[4] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2135).

[5] Этот хадис приводит Абу Дауд (3499).

Фикх аль-муамалят. Раздел 31. Четвертый вид запрещенных сделок: продажа фактически отсутствующего товара

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

К запрещенным по Шариату сделкам относится продажа того, что человеку не принадлежит, и чего у него нет, поскольку это сообразно продаже отсутствующего, а отсутствующий товар нельзя продавать из-за невозможности передать его покупателю. Продажа того, чего нет, также сообразна этому, что подтверждается хадисом, в котором Хаким бин Хизам сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мне продавать то, чего у меня нет» [1]. В другой передаче от этого сподвижника сказано: «Я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ему: «О Посланник Аллаха, ко мне пришел человек и попросил продать ему то, чего у меня нет. Можно я куплю это на рынке и продам ему этот товар?» – Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет» [2]/

Также примерами данной запрещенной сделки могут служить продажа рыбы, которая еще не выловлена, птицы, которая не поймана. Причина та же – отсутствие возможности передачи их покупателю. Когда же человек выловит рыбу или поймает птицу, то ему дозволено их продать, так как это стало его собственностью.

Доказательством запрета продажи рыбы в воде является хадис от Ибн Масуда: «Не покупайте рыбу в водоёме, поскольку в такой сделке существует неопределённость (гарар)» [3].

Также существует запрет на покупку улова ныряльщика в ситуации, когда он продаёт жемчуг, который выловит при нырянии. То есть он говорит: «То, что я достану в этот раз, принадлежит тебе за такую-то сумму». Такая сделка недействительна и запрещена, поскольку существует возможность обмана покупателя, к тому же ныряльщик вообще может ничего не поймать, возможно, результатом такой сделки будет спор и вражда. Аллах же запретил подобное.

______________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Абу Дауд (3503), Ат-Тирмизи (1232).

[2] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи (1233), хадис хороший.

[3] Этот хадис приводит Аль-Бухари.

Фикх аль-муамалят. Раздел 30. Третий вид запрещенных сделок: условная сделка. Часть 2

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни

Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

  1. Условие, которое не требуется по договору и аннулирует сделку.

Например, продавец говорит: «Я продаю тебе этот дом с условием, что ты его никому не продашь», – это аннулирует сделку, поскольку противоречит самой сути торговли, ведь у покупателя есть полное право распоряжаться своим имуществом. Если же ставят какое-то условие, которое нарушает права покупателя, то эта сделка становится недействительной.

Это подтверждается хадисом, где Пророка, мир ему и благословение Аллаха, запретил сделку с условием [1]. [2] Но некоторые ученые в области исламского права решили, что в таком случае само условие недействительно, но сама сделка действительна [3]. В качестве доказательства они используют историю Бариры, которую передают имамы Аль-Бухари и Муслим от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Ко мне пришла Барира и сказала: «Я заключила сделку о самовыкупе, каждый год мне нужно платить 1,2 кг серебра», – и она попросила Аишу помочь ей. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Если твои хозяева согласны, чтобы я отдала им эту сумму сразу, но при этом аль-валя [4] будет моей, то я сделаю это». Барира пошла к хозяевам и рассказала об этом, но они не согласились. Барира пришла обратно к Аише, у которой на тот момент находился Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Я передала им ваше предложение, но они отказались, так как желают, чтобы право на наследство (аль-валя) принадлежало им». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, всё услышал, а Аиша, да будет доволен ею Аллах, разъяснила ему подробности, тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отдай им деньги и поставь условие перехода права на наследство, потому что оно принадлежит тому, кто освободил раба», – Аиша так и сделала. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел к людям, воздал хвалу Аллаху и затем сказал: «О чём думает человек, который ставит условия, которых нет в Книге Аллаха [5]». Если выдвигают условие, которого нет в книге Аллаха [6], то оно недействительно, даже если он сделает это сто раз, ведь условия Аллаха являются самыми истинными и надёжными. Наследство рабыни принадлежит тому, кто её освободил» [7].

В другой передаче Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Аише, да будет доволен ею Аллах: «Купи и освободи её, а они пусть ставят любые условия». Аиша, да будет доволен ею Аллах, так и сделала. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аль-валя тому, кто её освободил, даже если они поставят сто условий» [8].

Доказательством того, что условие дозволенно, когда оно не противоречит сути сделки, является хадис сборника имама Ат-Тирмизи от Джабира ибн Абдуллаха: «Джабир продал верблюда Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и поставил условие, что доедет на нём до дома» [9]. То есть он поставил условие, что его довезут после продажи верблюда до дома. Продал же он этого верблюда в одном из походов.

Имам Тирмизи комментирует приведенный хадис: «Данный хадис используется некоторыми учеными для подтверждения мнения, что условие в сделке, не связанное с актом купли-продажи, действительно, если оно одно. Данного мнения придерживались имамы Ахмад и Исхак. Другая группа ученых утверждала недозволенность такого условия в торговой сделке, а также её недействительности при наличии такого условия» [10]. [11]

_________________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Ан-Насаи (7/300) и Малик в «Муватте» (69).

[2] Т.е. с условием, которое делает эту сделку недействительной.

[3] Продажа с недействительным условием, например, в ханафитской правовой школе приводит к недействительности сделки. Если продавец и покупатель заключили сделку с условием, которое аннулирует её же, то все же покупатель становится владельцем этого имущества, то есть право собственности переходит от продавца, но это считается грехом. Поэтому им необходимо аннулировать сделку и заключить заново без таких условий.

[4] Т.е. будущее наследство этой рабыни.

[5] Т.е. недействительные условия.

[6] Т.е. которое противоречит Шариату.

[7] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2168) и Муслим (5).

[8] Этот хадис приводят Ат-Тирмизи (1256) и Муслим (1504).

[9] Этот хадис приводят Ат-Тирмизи (1253), Аль-Бухари (292), Муслим (117).

[10] «Сунан Ат-Тирмизи» (3/554).

[11] Итак, условие, которое напрямую не вытекает из сделки и нарушает её действительность, согласно ханафитской правовой школе, делает акт купли-продажи греховным действием, хотя право собственности и переходит покупателю. Поэтому стороны должны расторгнуть сделку и заключить заново, но уже без условия. Если же какой-то человек по недействительной сделке купил товар и потом перепродал его кому-то другому, то прибыль будет недозволенной (харам), и ему нужно будет отдать эту прибыль нуждающимся без намерения на милостыню.