Фикх аль-муамалят. Раздел 29. Третий вид запрещенных сделок: условная сделка

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

К недействительным по Шариату сделкам относятся сделки с условием, которое не относится к самому акту купли-продажи. То есть когда продавец товара ставит покупателю некое условие, которое не следует из самой сделки, то такая сделка признается недействительной. Например, продавец говорит покупателю: «Я продам тебе этот дом с условием, что ты продашь мне своего коня». Сюда же относится следующий пример: «Я продам тебе сад с тем условием, что ты его потом никому не продашь», – такое условие аннулирует сделку, поскольку акт купли-продажи предполагает, что у покупателя есть полное право распоряжаться приобретенным имуществом, а поставленное условие ограничивает покупателя в использовании сада, потому оно и признается недействительным. Такой запрет основывается на хадисе, в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать с условием [1]. [2]

Основа в торговой сделке по Шариату – заключение её без каких-либо условий, ограничений и пр. Когда же продавец ставит такое условие, которое препятствует сделке, то и сама сделка становится недействительной. При этом существуют такие сделки, которые не делают акт купли-продажи недействительным. Ученые данной области подробно разъяснили этот вопрос: разделили действительные условия от недействительных, среди которых есть такие, которые делают сделку недействительной, а также такие, при которых сделка действительна, но условия недействительны [3]. При этом существуют такие условия, которые вообще не влияют на сделку, не аннулируют её.

Таким образом, все условия можно разделить на четыре вида. Рассмотри их.

  1. Условия, которые необходимы в рамках сделки и вытекают из неё.

Например, покупатель ставит условие продавцу, чтобы тот передал ему купленный дом при выплате  полной  стоимости товара. Это никак не влияет на действительность сделки, потому что это относится к её условиям.

  1. Условие, которое напрямую не вытекает из сделки, но Шариат ее дозволил и утвердил, и это условие, которое даёт право расторжения сделки.

Например, покупатель говорит продавцу: «Я покупаю этот дом у тебя за такую-то сумму, но у меня есть право подумать три дня, в течение которых я могу подумать и решить, купить этот дом либо отказаться от него». Также, например, когда продавец говорит покупателю: «Я тебе продаю этот дом, но у меня есть право расторжения сделки». Шариат дозволил всё это. Это условие может исходить и от покупателя, и от продавца, каждый из них может завершить сделку или отменить её после установленного срока.

Доказательство дозволенности такого условия – хадис, где Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Хиббану ибн Мункызу, которого обманывали в торговле: «Когда покупаешь, скажи: «Никакого обмана, никакого мошенничества, и у меня есть право на расторжение этой сделки в течение трёх дней» [4].

  1. Условие, в котором есть дополнительная польза.

Например, человек покупает овцу с условием, что она беременная. Такое условие не  делает сделку недействительной, так как тот факт, что овца беременная делает товар более ценным. Также, например, человек покупает дом с условием, что он не находится в залоге. Это дозволенное Шариатом условие, которое не аннулирует сделку, поскольку в торговле является основой, что предмет торговли не находится в залоге или он не сдан в аренду, чтобы дом можно было передать покупателю без каких-либо проблем.

_____________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Ан-Насаи в разделе «Торговля» (71) и Малик в «Муватта» (69).

[2] Смысл этого хадиса, как это разъясняют ученые, заключается в том, что запрет касается именно упомянутых условий, которые не относятся к самому акту купли-продажи.

[3] Например, продавец ставит какие-то условия покупателю, но после приобретения товара покупатель не выполняет их. В таком случае сделка действительна, хотя условия и не выполнены.

[4] Этот хадис приводит Муслим (1544).

Фикх аль-муамалят. Раздел 28. Второй вид запрещенных сделок: продажа плода в чреве животного

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

В Шариате запрещена продажа плода крупного рогатого скота до его рождения, потому что этот плод может родиться мертвым, чрезмерно худым, слабым. Также, например, человек хотел купить самку, так как она дает потомство и молоко, а родился скот мужского пола, который пригоден лишь для мяса.

Данный вид сделки был широко распространен среди арабов в допророческие времена (джахилийя), но Ислам её запретил, поскольку в ней присутствует неопределённость (гарар) и вред (дарар), что может привести к разногласию и спорам между людьми, а Ислам это запрещает.

Продажа плода в чреве беременной верблюдицы среди арабов называлась «аль-мулаакых», а продажа семени в самцах – «аль-мудаамин». Обе сделки в Шариате запрещены единогласно, исходя из слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поскольку в этом есть неопределённость (гарар).

Имам Аль-Бухари передал от Абдуллаха ибн Умара: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать плод беременной, что было распространено в допророческие времена (джахилийя), когда мужчина покупал верблюда на условиях, что одна верблюдица родит другую верблюдицу, которая в свою очередь также родит верблюженка» [1].

Имам Аскалани писал: «В допророческие времена (джахилийя) были сделки по продаже беременных верблюдиц с условием, что их плод также родит плод, а затем, чтобы забеременела и родившаяся самка. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил это» [2].

Имам Аль-Бухари назвал главу, посвященную этому вопросу, «главой о продаже неопределённого (гарар) и плода беременной».

Иные примеры сделок с высокой долей неопределённости (гарар): продажа рыбы в воде, продажа непойманных птиц, плодов до их появления и все виды сделок, в которых есть возможность обмана и высокой доли неизвестности для продавца и покупателя. Имам Муслим передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продажу всего, в чём есть неопределённость (гарар) и продажу путём подкидывания камней».

Имам ан-Навави сказал: «Запрет продажи с неопределенностью (гарар) – одна из величайших основ в торговле, и в неё входит множество вопросов.

Также запрещена случка самца (асбу аль-фахль), т.е. запрещено брать деньги за случку животных, чтобы самка забеременела, что подтверждается хадисом в сборнике имама Аль-Бухари, переданном Абдуллахом ибн Умаром, да будет доволен им Аллах: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил случку самца, что предполагает запрет взимания платы за случку самца, так как данный доход не относится у числу дозволенных согласно законам Ислама, как, например, запрещены деньги за услуги гадалки или проститутки».

Большинство ученых (джумхур) установило, что запрещено брать плату за сперму самца, но дозволено бесплатно предоставить самца для оплодотворения самки в случае необходимости в сельском хозяйстве. Однако дозволено вознаградить хозяина самца в том случае, если это не было условием сделки. В качестве доказательства своего мнения ученые используют следующие хадисы: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил брать деньги за случку самца» [3]; «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил брать деньги за случку верблюдов» [4]; «Человек из племени Киляб спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о плате за случку самца, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил это. Тогда он спросил: «О Пророк, порой нас угощают после случки самца, это запрещено? Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не запретил это» [5].

Имам Аш-Шафии сказал: «Если владельцу самца дадут подарок или его угостят без установленной оплаты, то это не запрещено».

В отличие от других ученых, имам Малик сказал: «Разрешено брать деньги владельцу животного, чтобы самец провёл определенное время с самкой для её оплодотворения, из-за нужды у людей, занятых в сельском хозяйстве». Т.е. он разрешил это из-за необходимости, а все хадисы по теме он отнес к неизвестному периоду, т.е. когда оплату взимают за неопределенный срок, что делает сделку недействительной.

Таким образом, по мнению большинства ученых, нельзя давать оплату владельцу быка или козла, достаточно для быка бракосочетания (никах) без махра [6]. [7] Предоставление же самцов для случки без оплаты – это помощь общине, что поощряемо в Исламе. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил угощать владельцев самцов, но не платить им за услугу.

Имам Аскалани сказал: «Запрещены продажа спермы животных и взимание платы за случку самца и самки, поскольку это не является ценным с точки зрения Шариата, а количество строго не установлено. К тому же в такой сделке присутствует неопределённость (гарар) [8]. Что касается бесплатного предоставления самца для случки, то в этом вопросе нет разногласий о его дозволенности» [9].

_______________________________________________

[1] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2143).

[2] «Фатх аль-бари» (4/419).

[3] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2284).

[4] Этот хадис приводят Муслим и Ан-Насаи (7/310).

[5] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи (1274).

[6] Материальное вознаграждение, выплачиваемое женихом невесте по поводу бракосочетания.

[7] Это шутка шейха Мухаммада Али Сабуни.

[8] Из-за неясности результата, т.е. не известно, даст ли самка потомства после процедуры.

[9] «Фатх аль-бари» (4/461).

Фикх аль-муамалят. Раздел 27. Первый вид запрещенных сделок: продажа нечистого (наджас) и запрещенного (мухаррамат)

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

К сделкам, которые не разрешается заключать согласно Шариату, относятся продажа и покупка нечистого в соответствии с Шариатом (наджас) и смешанного с нечистым (мутанаджас): опьяняющие напитки, свинина, кровь, мертвечина, помёт, навоз. Если же предмет торговли будет нечистым или смешанным с нечистым, то это нарушает одно из условий действительности сделки, предполагающее чтобы предмет торговли был чистым, незапретным к использованию.

Что касается опьяняющих напитков, свинины и крови, то основным доводом их запрета является аят Корана (смысл): «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано для идолов...» [1]. Также Аллах сказал(смысл): «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» [2].

Слово «риджс», приводимое в указанном выше аяте, означает нечто нечистое, грязное. Опьяняющие же напитки запрещены к употреблению, а также не могут выступать в качестве предмета акта купли-продажи. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил запретность опьяняющих напитков в хадисе из сборников имамов Бухари и Муслима: «Поистине, Аллах запретили продавать опьяняющие напитки, падаль, свинину и идолов». Тогда Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мёртвых животных, которым покрываются борта и днища кораблей и смазываются кожи и который используется для освещения?» – он ответил: «Нет, это запретно». Потом же Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, добавил: «Аллах проклял [3] иудеев, потому что им был запрещён жир мертвечины, но они продолжали ее использовать, продавать и кормиться за счет денег, полученных от его реализации» [4].

Также в сборнике имама Бухари содержится глава «О запрете торговли опьяняющими напитками», в которой передано, что Аиша, да смилуется над ней Аллах, сказала: «Когда были ниспосланы последние аяты суры «Корова», Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Продажа опьяняющих напитков запрещена» [5].

То же самое касается всех видов нечистого (наджас), т.е. их запрещено продавать. Это относится ко всем видам наркотиков: опиум, гашиш, героин и прочие виды этой мерзости. Причина этого – запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, всего опьяняющего и меняющего сознание.

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял того, кто продает опьяняющие напитки, и того, кто покупает их, и того, кто производит их и того, кому производят их, и того, кто перевозит их, и того, кому перевозят их» [6]. Слово «проклял» указывает на самую суровую форму запрета.

Некоторые ученые в области исламского права разрешили продажу нечистого (наджас), в котором есть польза, дозволенная Шариатом. Например, продажа навоза, в котором нуждаются владельцы садов для удобрения. К качестве доказательства такие ученые используют хадис, переданный Ибн Аббасом: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо мертвого барана, спросил: «Почему вы не используете его шкуру?» [7] – они ответили: «Это же мертвечина!». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, его запрещено употреблять в пищу» [8].

В приведенном выше хадисе есть указание на разрешение использования некоторых видов нечистого (наджас) не для еды, как кожу после её дубления и всего, из чего можно получить пользу. Также ученые, приводящие данный хадис в качестве доказательства, указали на дозволенность продажи навоза в качестве удобрения [9].

_____________________________________________________________________________

[1] Сура «Трапеза», аят 3.

[2] Сура «Трапеза», аят 90.

[3] Имам Бухари пояснил, что слово «коталя» подразумевает «проклял».

[4] Этот хадис приводят Аль-Бухари в разделе «Продажа мертвечины и идолов» (2236) и Муслим (71).

[5] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2226).

[6] Этот хадис приводят Ат-Тирмизи (1295) и Ибн Маджа (3381).

[7] Известно, что шкура барана очищается дублением.

[8] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2221).

[9] Важно отметить, что большинство ученых в области исламского права, в частности шафиитской правовой школы (мазхаб), утверждают о недозволенности продажи нечистого (наджас) вообще, но заявляют о доволенности в некоторых случаях уступки. Например, в основе собаку нельзя продавать, но некоторые виды собак можно использовать, например, для охоты, для охраны, и в этом случае можно просто уступить, т.е. человек просто отказывается от своего права собственности в пользу другого.

Фикх аль-муамалят. Раздел 26. Виды запрещенных сделок в Шариате: введение

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни

Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

Данный раздел включает в себя различные виды сделок, которые запретил Аллах и не дозволил совершать, поскольку, совершая их, наносится вред окружающим, либо в них самих уже заключен ущерб для человека, либо этот товар состоит из чего-то нечистого согласно Шариату, либо по какой-либо иной причине. Запрещенные сделки необходимо знать, чтобы верующий человек был зрячим в этих вопросах, отличал дозволенное (халяль) от запрещенного (харам), видел разницу между хорошим и плохим и был счастлив в этом и в последующем мирах.

Все сделки, которые с точки зрения исламского права (фикх) являются недействительными,  запрещены [1], и от них необходимо воздерживаться, поскольку существует коранический запрет, предостерегающий от приобретения имущества ложным путем.

Существует большое число запрещенных сделок, далее перечислим лишь некоторые из них.

_________________________________________________________________________

[1] То есть заключать недействительные сделки запрещено (харам).