Экономические основы Ислама. Лекция № 38. Договор коммерческого страхования с точки зрения мусульманского права

АвторНасибуллов Артур

«Дозволенное (Аллаhом) – очевидно и запрещенное (Аллаhом) – очевидно, а между ними находится то, что неочевидно и что многие люди не знают (отнести ли его к запрещенному или дозволенному). И (поэтому) тот, кто остерегается неочевидного и избегает его, сохраняет в чистоте свою религию и честь. Тот же, кто впадает в смутное и сомнительное, подобен пастырю, пасущему (скот) вблизи заповедного (и запрещенного) для него места, куда он того и гляди вступит. Ведь у каждого владыки есть нечто заповедное. Воистину, у Аллаhа на его земле (таким) заповедным являются его запреты».(«Ас-Сахих» ал-Бухари).

Как уже неоднократно говорилось, в Коране и сунне нет четких указаний на то, легитимно ли коммерческое страхование с точки зрения шариата. Поэтому решение данной проблемы целиком ложится на плечи мусульманских правоведов. В целом среди знатоков шариата преобладают сторонники умеренной позиции, которая не исключает возможности существования коммерческого страхования в мусульманском мире при соблюдении соответствующих требований. Гораздо меньше тех, кто считает, что любые виды страхования запрещены шариатом, равно как и тех, кто безоговорочно, без каких-либо ограничений, признает страхование соответствующим нормам и принципам мусульманского права, поскольку это, по их мнению, в интересах общества (ал-масалих ал-мурсала).

Среди ученых, которые полагают, что суть коммерческого страхования не противоречит исламу, доктор Йусуф ал-Карадауи. «По нашим наблюдениям, – пишет он, – то, что современная форма страховых компаний и их текущая практика не соответствуют исламу, не означает, что ислам против концепции страхования как таковой, ничуть, – он лишь против применяемых методов и намерений. Если существует другая страховая практика, которая не противоречит исламским формам ведения бизнеса, ислам будет приветствовать ее». А ‘Абд ар-Рахман ‘Иса’ считает, что страхование жизни и даже отдельных частей тела может быть разрешено, если полученные премии не будут использоваться в операциях, связанных с взиманием и выплатой процента, а также в любом другом запрещенном исламом виде коммерческой деятельности. В этом с ним согласен Ахмад аш-Шарбаси, который полагает, что поскольку страхование нужно обществу, то необходимо очистить его от элементов риба и активно применять.

Позже, проф. Ахмад Ибрахим в работе «На пути к исламской системе страхования» писал следующее:

«Страхование в том виде, в котором оно существует в настоящее время, не соответствует исламу. Практика ведения страхового бизнеса следует западному стилю управления и противоречит исламскому вероучению в ряде моментов:

1) многие договоры страхования содержат элемент ростовщичества, поскольку там обещано выплатить больше, чем составляет размер выплачиваемых страхователем страховщику премий;

2) страховые компании вкладывают собранные ими премии в проекты, связанные с выплатой процента;

3) западный метод ведения страхового бизнеса сродни азартным играм, когда страхователь как бы проигрывает премию страховой компании в случае ненаступления страхового случая;

4) в западной модели страхования содержатся элементы гарара, и поэтому данный договор является неопределенным;

5) западные страховые компании могут иметь прибыли или убытки в результате смерти или наступления несчастного случая или риска для людей».

В рабочей бумаге (Appendix С, Pg. 8, para 4), приложенной к докладу комитета, известного как Badan Petugas Khas52 содержится постановление, гласящее, что так как договор коммерческого страхования в его современном виде является недействительным (фасид), то он запрещен (харам). Основной акцент был сделан на то, что договор страхования содержит ряд нежелательных элементов, таких как риба и гарар.

При этом опять же следует подчеркнуть, что запрещение касается не концепции страхования как таковой, а определенных недостатков в договоре страхования, делающих его недействительным, таких как:

1) гарар,

2) майсир,

3) риба.

В дальнейших лекциях подробно раскроем эти понятия.

Экономические основы Ислама. Лекция № 37. Такафул – исламское страхование

АвторНасибуллов Артур

Контракт такафул представляет собой вид исламского страхования. Заметим, что Ислам запрещает страхование, поскольку при заключении страхового контракта покупатель платит периодические взносы в обмен на то, чтобы получить компенсацию при возникновении ущерба. Однако его возникновение носит вероятностный характер, то есть страховщик может получить страховую премию без осуществления выплат страхователю, а это запрещено Шариатом (гарар). Однако контракт такафул позволяет исключить присутствие запрещенных Исламом элементов (таких как риба, гарар, мейсир), поскольку он основан на принципах взаимной ответственности. Участники фонда осуществляют денежные взносы, часть которых направляется в специальный фонд, предназначенный для того, чтобы возместить убытки при наступлении страхового случая. Пропорции, в которых разделяются денежные средства, определяются страховой компанией. Другая часть направляется на инвестиции, организованные по принципу разделения прибылей и убытков, с целью получения прибыли. Все участники разделяют между собой прибыль и потери от инвестиционной деятельности фонда. Обычно для этих целей используют модель мудараба или викала либо их комбинацию. При использовании мудараба клиенты страхового фонда получают прибыль от своей части вклада только в том случае, если вложения компании принесут прибыль, и величина вознаграждения будет зависеть от размера прибыли. Модель викала предполагает, что прибыль, полученная фондом за вычетом административных и операционных издержек, распределяется между вкладчиками и определяется заранее за год. Премия за управление фондом зависит от доходности инвестиций, что обеспечивает стимулирование менеджмента. Страхованием такафул могут пользоваться как частные лица, так и корпорации. Кроме того, в современном мусульманском мире взаимное страхование не вызывает особых возражений среди ученых. Специально созданным комитетом при Совете министров Саудовской Аравии была издана фатва, в которой кооперативное (взаимное) страхование признается не только разрешенным, но и поощряемым: «По мнению большинства мусульманских юристов, кооперативное (или взаимное) страхование не только разрешено шариатом, но и поощряемо им, особенно если посмотреть на это с точки зрения (полезности) кооперации, направленной на увеличение благосостояния. Отсюда (выносится постановление) – банку разрешается учредить кооперативную (взаимную) страховую компанию для различного рода деятельности. Однако, при этом в договоре страхования необходимо максимально четко определить, что сумма денег, предоставляемая страхователем в качестве дара названной компании, может быть использована в целях поддержки (других) участников, которым потребуется помощь в соответствии с оговоренными условиями, до тех пор, пока данные условия не будут противоречить шариату».

Таким образом, саудовскими правоведами путем иджтихада признано легитимным кооперативное (взаимное страхование).

Другое дело – коммерческое страхование, т.е. то страхование, которое направлено на получение прибыли. Оно запрещено.

Экономические основы Ислама. Лекция № 36. Финансовые инструменты, используемые исламскими финансовыми институтами. Часть 3

АвторНасибуллов Артур

Мурабаха

В рамках данного контракта банк осуществляет торговое финансирование. Мурабаха сопровождается договором купли-продажи товаров между банком и его клиентом по согласованной цене. Банк покупает товар (сырьё, комплектующие детали и т.п.) от имени клиента, а затем перепродаёт ему товар, получая прибыль от реализации товара, а также наценку за оказанные услуги. После подписания контракта банк обязуется предоставить клиенту товар, причем дата и место получения товара оговариваются заранее. До того, как товар получен клиентом, все риски, связанные с возможным браком или повреждениями, несет на себе банк. Цена товара должна быть определена заранее, а также должна оговариваться величина наценки, которая является вознаграждением банка. Клиент выплачивает требуемую сумму (как правило, постепенно – в виде аннуитетных платежей) в течение оговоренного периода времени или одномоментно. Наценка за услуги банка может быть указана в денежном выражении или в виде доли от стоимости товара, но не должна никаким образом быть связана со временем (выражения «в неделю», «в месяц» и т.д. не допускаются). Гарантией для банка может служить залог, который он берет у клиента. Залог может быть представлен как в виде наличности, так и в виде закладной, он может быть получен банком в момент подписания контракта или раньше. 

Мусавама

Данный продукт аналогичен продукту мурабаха (торговое финансирование). При этом мусавама отличается от операции мурабаха лишь тем, что в случае заключения данного контракта покупатель и продавец договариваются о цене, не рассматривая издержки, которые несет продавец. Это может быть удобно в том случае, когда точно определить издержки продавца затруднительно. 

Бай муаджал (или Бай битаман аджил)

Данный контракт представляет собой торговую сделку с отсроченным платежом. Он аналогичен контракту мурабаха, но отличается от него тем, что в нем применяются выплаты, отложенные во времени (отсроченные платежи). Сначала банк покупает на рынке товар (допустимый по нормам Шариата и по законам страны), а затем перепродает его клиенту, причем дата и место получения товара оговариваются заранее. При заключении контракта право собственности на товар передается клиенту сразу, в то время как выплаты рассматриваются как задолженность клиента перед банком. Цена продукта оговаривается в момент продажи и может включать издержки за услуги банка, но в цену не должны входить надбавки за отложенные платежи. Оплата за покупку может осуществляться одномоментно или несколькими траншами. Период времени, в течение которого нужно произвести оплату, оговаривается заранее. Банк может потребовать от клиента залог и обязательство выкупить товар. До того, как клиент получит товар, банк несет на себе все риски по его хранению и транспортировке. Данный продукт часто используется при финансировании гражданского строительства и других долгосрочных проектов. 

Таварук

Данный контракт также называют «обратная мурабаха». При его использовании фактически осуществляется предоставление кредита. Например, если клиент банка хочет занять определенную сумму, банк может купить товар на эту сумму, а затем продать потребителю с наценкой за оказанные услуги, играющей роль процента по кредиту. В контракте оговаривается, каким образом (по частям или одномоментно) и в какие сроки денежная сумма будет выплачена клиентом. Затем банк, от лица клиента перепродает товар (возможно, даже той организации, которая продала его банку), причем деньги банк получает в тот же момент, что позволяет клиенту получить ликвидные средства. Стоит отметить, что физическая поставка товара покупателю может вообще не осуществляться.

Данный продукт широко используется при операциях с кредитными картами и предоставлении кредитов частным лицам. Поскольку данный тип финансирования легко может заменить выдачу кредита, он позволяет обычным банкам делать заявления об «исламизации» всех своих операций. 

Бай иннах

Данный контракт, как и таварук, используется для предоставления денежных средств клиентам банка и аналогичен кредитованию в традиционном банкинге. В отличие от механизма таварука при заключении контракта бай иннах задействовано только две стороны: банк и его клиент. Когда клиент обращается в банк для того, чтобы получить кредит, банк продает в рассрочку часть своих активов клиенту по цене, которая заранее оговаривается в контракте и включает величину кредита вместе с наценкой за услуги банка. Затем клиент сразу же продает этот актив обратно банку по установленной цене, и банк выплачивает всю сумму клиенту и снова становится собственником актива. Таким образом, клиент получает ликвидные средства для своих нужд. Данный продукт используется при операциях с кредитными картами и предоставлении кредитов частным лицам. Однако он считается не соответствующим исламу многими исламоведами, поскольку физической передачи реальных активов не происходит. 

Кард-аль-хасан

Данный контракт фактически представляет собой беспроцентную ссуду. Банк в случае заключения контракт кард-аль-хасан предоставляет клиенту определённую сумму денег, которую тот обязуется вернуть по истечении заданного срока. Возвращая основной долг, клиент может выплатить банку (исключительно по своему желанию) определённую сумму в виде добровольных премиальных – хиба, чтобы покрыть административные затраты. Сам банк никогда не требует премиальных и в договоре их выплата не предполагается.

Однако в качестве гарантии того, что долг будет возвращен, банк может потребовать залог.  Данный вид финансирования фактически является материальной помощью на возвратной основе, которая может предоставляться организациям, регионам или физическим лицам. Например, денежные средства могут предоставляться частным лицам для образовательных целей, для женитьбы или фирмам, испытывающим финансовые затруднения.

Экономические основы Ислама. Лекция № 34. Финансовые инструменты, используемые исламскими финансовыми институтами

АвторНасибуллов Артур

Грейс и Икбал приводят классификации контрактов, заключаемых исламскими банками.  Они разделяют их на транзакционные контракты, связанные с  осуществлением сделок, и контракты, в которых банк выступает как финансовый  посредник. Транзакционные контракты связаны с производством в реальном секторе и включают торговлю, обмен и финансирование экономической деятельности. Посреднические контракты облегчают эффективность и прозрачность исполнения транзакционных контрактов. По мнению некоторых специалистов, реализуя функцию финансового посредника, банк аккумулирует средства вкладчиков, и обязуется разместить их в активы, способные принести доход. Сочетание транзакционных и посреднических контрактов обеспечивает набор финансовых инструментов для успешной работы банка.

Напомним, что основой исламского банкинга является принцип участия владельца денежных средств как в прибыли, так и в убытках. То есть владелец денежных средств получает вознаграждение за предоставление ресурсов лишь в том случае, если финансируемый проект оказывается прибыльным. В то же время принцип участия в прибылях и убытках не используется в контрактах типа кард-аль-хасан, бай муаджал, бай салям, иджара и мурабаха, которые обеспечивают предоставление финансовых средств на приобретение товаров. Такие инструменты тесно связаны с принятием риска и не сильно отличаются от тех, что используются традиционными банками. Таким образом, исламские банки предлагают широкий спектр различных финансовых инструментов для осуществления финансовых операций. Основные финансовые инструменты, на которых базируется исламская финансовая система, описаны далее. 

Амана Термин «амана» переводится с арабского как «доверие». Амана подразумевает отсутствие ответственности финансового посредника в случае потерь, если его обязательства были выполнены должным образом. В рамках контракта амана одна сторона может получить право взять на сохранение имущество другой стороны. В традиционной банковской системе амане соответствуют текущие счета или счета до востребования. 

Мушарака Мушарака представляет собой совместный проект банка и предпринимателя. Этот продукт предусматривает подписание банком и клиентом соглашения о партнёрстве, в соответствии с которым стороны совместно финансируют проект. При этом заключается договор, согласно которому банк выплачивает клиенту в заранее оговоренной пропорции часть прибыли, полученной в результате предпринимательской деятельности, или же прибыль делится между ним и банком пропорционально участию сторон в финансировании проекта [1].  Потери также подлежат распределению пропорционально участию сторон в финансировании. Финансирование проекта может проводиться более чем двумя сторонами, и тогда управление проектом осуществляется всеми участвующими сторонами либо одной из них. Преимущество продукта состоит в том, что он позволяет заключать гибкие соглашения, в которых особенности партнёрства, доли при распределении прибыли и формы управления могут быть заранее согласованы сторонами. Фактически мушарака представляет собой осуществление банком портфельных инвестиций в инвестиционные проекты. Контракты мушарака могут быть использованы для пополнения оборотных средств компании или же для совместной инвестиционной деятельности, например, для вложений в недвижимость или сельское хозяйство. Часто этот вид контрактов применяется для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. 

Мусакат Аналог контрактов мушарака для сельскохозяйственных проектов. Традиционно подобные контракты заключались между владельцем земельного участка и рабочим, который занимается поливкой и уходом за деревьями. Контракт длится до того времени, когда урожай созреет. Рабочий имеет право взять себе заранее оговоренную часть урожая. 

Мудараба В этом виде контракта банк, собственник капитала, доверяет свои средства для их эффективного использования предпринимателю, обладающему возможностями, опытом и репутацией (мударибу). Причем банк не имеет право требовать залог в обмен на предоставление денежных средств. Мудараба обычно применяется для финансирования кратко- и среднесрочных инвестиционных проектов (например, в торговле). Контракты мудараба являются аналогом доверительного финансирования в традиционной финансовой системе. Полученный доход от инвестируемых денег распределяется между банком и предпринимателем в соответствии с соглашением, заключенным в момент подписания контракта [2]. Причем в контракте оговаривается пропорция, в которой будет поделена прибыль, а не конкретные денежные суммы. Убытки в случае их возникновения несёт только банк, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свою деятельность и усилия. В повседневное управление проектом банк не вмешивается. Однако предприниматель не имеет право без разрешения банка направлять полученные от банка денежные средства на финансирование других проектов, не предусмотренных контрактом, и не может привлекать другие источники финансирования или использовать свои денежные средства. Затраты предпринимателя ограничиваются его временем и усилиями. Тем не менее, если халатность и неправильное управление предпринимателя будут доказаны, он будет нести ответственность за финансовые потери [3]. Контракты мудараба могут заключаться не только непосредственно между банком и предпринимателем, но и между вкладчиками и банком. В этом случае вкладчик выполняет функцию банка, а банк – предпринимателя. Стоит отметить, что из-за того, что банк не требует залога за предоставленные средства, риски контрактов мудараба очень высоки, и эти контракты распространены не очень широко. 

Музараа Данный контракт представляет собой аналог мударабы, используемый в аграрном секторе [4]. В соответствии с типичным контрактом рабочий обязуется обрабатывать землю и возделывать урожай на земле хозяина. В контракте прописывается, какая из сторон предоставляет семена и оборудование. Урожай делится между банком и предпринимателем в соответствии с их вкладами. В случае неурожая хозяин не получает выгоды от владения землей, а усилия рабочего оказываются потрачены впустую. Аналогом данного договора в традиционной хозяйственной системе является издольная аренда.

___________________________________________

[1] Некрасов Ю. 2007 г.

[2] Al-Jarhi M. A., Iqbal M , 2001г.

[3] Sundararajan V., Errico L. 2002г.

[4] http://www.albaraka.com/res1c1m.htm