Официальный сайт Российского совета по исламским финансам

Войти

Logo
Ask2
Экономические основы Ислама. Лекция № 40. Гарар в договоре страхования

АвторНасибуллов Артур

Гарар в договоре страхования может быть, по меньшей мере, трех видов.

  1. Неопределенность в последствиях заключения договора. Когда заключен договор, ни страховщик, ни страхователь точно не знают всех обстоятельств, которые последуют за этим. Страхователь не знает, получит ли он компенсацию как эквивалент за те деньги, которые он уплатил в качестве страховой премии. Равно как и страховщик не знает, какую сумму он получит в виде прибыли. Иногда он успевает получить премию только один раз, иногда – несколько, но бывают случаи, когда ему приходится выплачивать сумму, которая может в несколько раз превышать все собранные со страхователей премии.

2.Неопределенность в самом факте существования суммы страховой выплаты. Часто страхователь не знает о существовании в реальности у страховщика денег, необходимых для покрытия страховой суммы, так как выплата производится лишь при наступлении страхового случая, который может наступить, а может и не наступить.

  1. Неопределенность в сроке договора. В соответствии с принципами гражданско-правовых сделок в исламе срок исполнения договора должен быть известен. При наличии в нем любого из вышеприведенных видов гарара договор страхования может считаться ничтожным.

Данное положение созвучно принципу «utmost good faith» или «uberrimae fides» (наивысшего доверия), сформулированному в деле «Carter vs Boehm» в 1766 г. Судья лорд Мансфилд, рассматривавший дело, постановил следующее: «Страхование является договором спекуляции. Доброе доверие запрещает скрывать и той и другой стороне то, что она лично знает, при заключении сделки с другой стороной, исходя из презумпции незнания другой стороной данных фактов и ее доверия противоположной стороне…». Стоит ли говорить, насколько Ислам опередил английских юристов! То, что сформулировано в решении по делу Carter vs Boehm, содержится в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, появившихся более чем за 1000 лет до этого. В последнее время в западных и российских СМИ часто говорят о транспарентности, забывая о том, что Ислам с самого своего появления выступал за прозрачность намерений участников договора.

Это совпадает с условиями, предъявляемыми мусульманским правом к любому договору:

  • предмет договора должен четко указываться;
  • количественные характеристики предмета договора должны быть определены;
  • место передачи предмета договора также должно быть обозначено;
  • предмет договора не должен включать ни один из элементов, запрещенных шариатом (исключенных из оборота).

Юристы всех основных школ согласны, что гарар лишает договор законной силы, если он (гарар) носит существенный характер, т.е. является присущим самой природе договора.

  • Поделиться:

Подписка на новости