Фикх аль-муамалят. Раздел 30. Третий вид запрещенных сделок: условная сделка. Часть 2


Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни

Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

  1. Условие, которое не требуется по договору и аннулирует сделку.

Например, продавец говорит: «Я продаю тебе этот дом с условием, что ты его никому не продашь», – это аннулирует сделку, поскольку противоречит самой сути торговли, ведь у покупателя есть полное право распоряжаться своим имуществом. Если же ставят какое-то условие, которое нарушает права покупателя, то эта сделка становится недействительной.

Это подтверждается хадисом, где Пророка, мир ему и благословение Аллаха, запретил сделку с условием [1]. [2] Но некоторые ученые в области исламского права решили, что в таком случае само условие недействительно, но сама сделка действительна [3]. В качестве доказательства они используют историю Бариры, которую передают имамы Аль-Бухари и Муслим от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Ко мне пришла Барира и сказала: «Я заключила сделку о самовыкупе, каждый год мне нужно платить 1,2 кг серебра», – и она попросила Аишу помочь ей. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Если твои хозяева согласны, чтобы я отдала им эту сумму сразу, но при этом аль-валя [4] будет моей, то я сделаю это». Барира пошла к хозяевам и рассказала об этом, но они не согласились. Барира пришла обратно к Аише, у которой на тот момент находился Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Я передала им ваше предложение, но они отказались, так как желают, чтобы право на наследство (аль-валя) принадлежало им». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, всё услышал, а Аиша, да будет доволен ею Аллах, разъяснила ему подробности, тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отдай им деньги и поставь условие перехода права на наследство, потому что оно принадлежит тому, кто освободил раба», – Аиша так и сделала. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел к людям, воздал хвалу Аллаху и затем сказал: «О чём думает человек, который ставит условия, которых нет в Книге Аллаха [5]». Если выдвигают условие, которого нет в книге Аллаха [6], то оно недействительно, даже если он сделает это сто раз, ведь условия Аллаха являются самыми истинными и надёжными. Наследство рабыни принадлежит тому, кто её освободил» [7].

В другой передаче Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Аише, да будет доволен ею Аллах: «Купи и освободи её, а они пусть ставят любые условия». Аиша, да будет доволен ею Аллах, так и сделала. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аль-валя тому, кто её освободил, даже если они поставят сто условий» [8].

Доказательством того, что условие дозволенно, когда оно не противоречит сути сделки, является хадис сборника имама Ат-Тирмизи от Джабира ибн Абдуллаха: «Джабир продал верблюда Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и поставил условие, что доедет на нём до дома» [9]. То есть он поставил условие, что его довезут после продажи верблюда до дома. Продал же он этого верблюда в одном из походов.

Имам Тирмизи комментирует приведенный хадис: «Данный хадис используется некоторыми учеными для подтверждения мнения, что условие в сделке, не связанное с актом купли-продажи, действительно, если оно одно. Данного мнения придерживались имамы Ахмад и Исхак. Другая группа ученых утверждала недозволенность такого условия в торговой сделке, а также её недействительности при наличии такого условия» [10]. [11]

_________________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Ан-Насаи (7/300) и Малик в «Муватте» (69).

[2] Т.е. с условием, которое делает эту сделку недействительной.

[3] Продажа с недействительным условием, например, в ханафитской правовой школе приводит к недействительности сделки. Если продавец и покупатель заключили сделку с условием, которое аннулирует её же, то все же покупатель становится владельцем этого имущества, то есть право собственности переходит от продавца, но это считается грехом. Поэтому им необходимо аннулировать сделку и заключить заново без таких условий.

[4] Т.е. будущее наследство этой рабыни.

[5] Т.е. недействительные условия.

[6] Т.е. которое противоречит Шариату.

[7] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2168) и Муслим (5).

[8] Этот хадис приводят Ат-Тирмизи (1256) и Муслим (1504).

[9] Этот хадис приводят Ат-Тирмизи (1253), Аль-Бухари (292), Муслим (117).

[10] «Сунан Ат-Тирмизи» (3/554).

[11] Итак, условие, которое напрямую не вытекает из сделки и нарушает её действительность, согласно ханафитской правовой школе, делает акт купли-продажи греховным действием, хотя право собственности и переходит покупателю. Поэтому стороны должны расторгнуть сделку и заключить заново, но уже без условия. Если же какой-то человек по недействительной сделке купил товар и потом перепродал его кому-то другому, то прибыль будет недозволенной (харам), и ему нужно будет отдать эту прибыль нуждающимся без намерения на милостыню.