Фикх аль-муамалят. Раздел 31. Четвертый вид запрещенных сделок: продажа фактически отсутствующего товара


Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

К запрещенным по Шариату сделкам относится продажа того, что человеку не принадлежит, и чего у него нет, поскольку это сообразно продаже отсутствующего, а отсутствующий товар нельзя продавать из-за невозможности передать его покупателю. Продажа того, чего нет, также сообразна этому, что подтверждается хадисом, в котором Хаким бин Хизам сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мне продавать то, чего у меня нет» [1]. В другой передаче от этого сподвижника сказано: «Я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ему: «О Посланник Аллаха, ко мне пришел человек и попросил продать ему то, чего у меня нет. Можно я куплю это на рынке и продам ему этот товар?» – Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет» [2]/

Также примерами данной запрещенной сделки могут служить продажа рыбы, которая еще не выловлена, птицы, которая не поймана. Причина та же – отсутствие возможности передачи их покупателю. Когда же человек выловит рыбу или поймает птицу, то ему дозволено их продать, так как это стало его собственностью.

Доказательством запрета продажи рыбы в воде является хадис от Ибн Масуда: «Не покупайте рыбу в водоёме, поскольку в такой сделке существует неопределённость (гарар)» [3].

Также существует запрет на покупку улова ныряльщика в ситуации, когда он продаёт жемчуг, который выловит при нырянии. То есть он говорит: «То, что я достану в этот раз, принадлежит тебе за такую-то сумму». Такая сделка недействительна и запрещена, поскольку существует возможность обмана покупателя, к тому же ныряльщик вообще может ничего не поймать, возможно, результатом такой сделки будет спор и вражда. Аллах же запретил подобное.

______________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Абу Дауд (3503), Ат-Тирмизи (1232).

[2] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи (1233), хадис хороший.

[3] Этот хадис приводит Аль-Бухари.