Фикх аль-муамалят. Раздел 27. Первый вид запрещенных сделок: продажа нечистого (наджас) и запрещенного (мухаррамат)


Фикх аль-муамалят. Раздел 27. Первый вид запрещенных сделок: продажа нечистого (наджас) и запрещенного (мухаррамат)

Автор: Шейх Мухаммад Али СабуниnКнига: Фикх аль-муамалятnКомментарии: Ахмад Абу Яхья

n

К сделкам, которые не разрешается заключать согласно Шариату, относятся продажа и покупка нечистого в соответствии с Шариатом (наджас) и смешанного с нечистым (мутанаджас): опьяняющие напитки, свинина, кровь, мертвечина, помёт, навоз. Если же предмет торговли будет нечистым или смешанным с нечистым, то это нарушает одно из условий действительности сделки, предполагающее чтобы предмет торговли был чистым, незапретным к использованию.

n

Что касается опьяняющих напитков, свинины и крови, то основным доводом их запрета является аят Корана (смысл): «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано для идолов...» [1]. Также Аллах сказал(смысл): «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» [2].

n

Слово «риджс», приводимое в указанном выше аяте, означает нечто нечистое, грязное. Опьяняющие же напитки запрещены к употреблению, а также не могут выступать в качестве предмета акта купли-продажи. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил запретность опьяняющих напитков в хадисе из сборников имамов Бухари и Муслима: «Поистине, Аллах запретили продавать опьяняющие напитки, падаль, свинину и идолов». Тогда Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мёртвых животных, которым покрываются борта и днища кораблей и смазываются кожи и который используется для освещения?» – он ответил: «Нет, это запретно». Потом же Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, добавил: «Аллах проклял [3] иудеев, потому что им был запрещён жир мертвечины, но они продолжали ее использовать, продавать и кормиться за счет денег, полученных от его реализации» [4].

n

Также в сборнике имама Бухари содержится глава «О запрете торговли опьяняющими напитками», в которой передано, что Аиша, да смилуется над ней Аллах, сказала: «Когда были ниспосланы последние аяты суры «Корова», Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Продажа опьяняющих напитков запрещена» [5].

n

То же самое касается всех видов нечистого (наджас), т.е. их запрещено продавать. Это относится ко всем видам наркотиков: опиум, гашиш, героин и прочие виды этой мерзости. Причина этого – запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, всего опьяняющего и меняющего сознание.

n

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял того, кто продает опьяняющие напитки, и того, кто покупает их, и того, кто производит их и того, кому производят их, и того, кто перевозит их, и того, кому перевозят их» [6]. Слово «проклял» указывает на самую суровую форму запрета.

n

Некоторые ученые в области исламского права разрешили продажу нечистого (наджас), в котором есть польза, дозволенная Шариатом. Например, продажа навоза, в котором нуждаются владельцы садов для удобрения. К качестве доказательства такие ученые используют хадис, переданный Ибн Аббасом: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо мертвого барана, спросил: «Почему вы не используете его шкуру?» [7] – они ответили: «Это же мертвечина!». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, его запрещено употреблять в пищу» [8].

n

В приведенном выше хадисе есть указание на разрешение использования некоторых видов нечистого (наджас) не для еды, как кожу после её дубления и всего, из чего можно получить пользу. Также ученые, приводящие данный хадис в качестве доказательства, указали на дозволенность продажи навоза в качестве удобрения [9].

n

_____________________________________________________________________________

n

[1] Сура «Трапеза», аят 3.

n

[2] Сура «Трапеза», аят 90.

n

[3] Имам Бухари пояснил, что слово «коталя» подразумевает «проклял».

n

[4] Этот хадис приводят Аль-Бухари в разделе «Продажа мертвечины и идолов» (2236) и Муслим (71).

n

[5] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2226).

n

[6] Этот хадис приводят Ат-Тирмизи (1295) и Ибн Маджа (3381).

n

[7] Известно, что шкура барана очищается дублением.

n

[8] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2221).

n

[9] Важно отметить, что большинство ученых в области исламского права, в частности шафиитской правовой школы (мазхаб), утверждают о недозволенности продажи нечистого (наджас) вообще, но заявляют о доволенности в некоторых случаях уступки. Например, в основе собаку нельзя продавать, но некоторые виды собак можно использовать, например, для охоты, для охраны, и в этом случае можно просто уступить, т.е. человек просто отказывается от своего права собственности в пользу другого.

n

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.