Особенности регулирования исламских финансовых институтов


Особенности регулирования исламских финансовых институтов

Авторы: Мусаев Расул и Магомедова Юлдуз

Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (ААОИФИ, Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions – AAOIFI);

    •  


    • Международный исламский финансовый рынок (МИФР, Inte ational Islamic Financial Market – IIFM);  


    • Совет по исламским финансовым услугам (ИФСБ, Islamic Financial Services Board – IFSB);  


    • Всеобщий совет по исламским банкам и финансовым институтам (General Council for Islamic Banks & Financial Institutions – CIBAFI);  


    • Исламское международное рейтинговое агентство (Islamic Inte ational Rating Agency);  


    • Участники рынка, выполняющие квази-регулирующие функции:  


    • Центр управления ликвидностью;  


  • Исламские индексы.

Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (ААОИФИ) была учреждена 26 февраля 1990 года в Алжире. Штаб-квартира расположена в столице Бахрейна Манаме. В составе ААОИФИ 200 членов, в т.ч. Центральные Банки 45 стран. ААОИФИ разработало около 70 стандартов, в том числе, 25 – в сфере бухгалтерского учета, 5 – в сфере аудита, 6 – в сфере корпоративного управления, 30 – в сфере прикладного применения шариата, 2 кодекса поведения [1]. За основу принимаются Международные стандарты бухгалтерского учета. Организации могут быть членами данной организации на добровольной основе. Стандарты AAOIFI носят рекомендательный характер, и каждая страна в рамках общих ориентиров стандартов может разработать свой стандарт в рамках страны либо банка. Так, например, в Малайзии деятельность исламских банков регулируется Законом об Исламских банках (Islamic banking Act), принятым в 70 гг. XX в., который, с учётом развития новых финансовых продуктов исламских банков, требует внесения изменений и дополнений. Соответственно, шариатские советы исламских банков Малайзии разрабатывают свои стандарты, которые хотя и согласуются в целом со стандартами AAOIFI, но предусматривают свои отличительные условия по отдельным видам операций. Стандарты признаются и применяются в Бахрейне, в Великобритании, Индонезии, Катаре, Кувейте, Ливане, Малайзии, ОАЭ, Пакистане, Саудовской Аравии, Сирии, Судане, ЮАР. Международный исламский финансовый рынок учрежден в 2002 г. Штаб квартира расположена в Манаме. Главной целью МИФР является содействие созданию, развитию, саморегулированию и широкому распространению исламского рынка капитала и денежного рынка. Основными задачами МИФРа являются:

    •  


    • стандартизация исламских финансовых инструментов;  


    • развитие продуктового ряда;  


  • формулирование директив и рекомендаций участникам рынка.

Стратегические инициативы:

    •  


    • генеральное соглашение об исламских казначейских контрактах «мурабаха» - 5 января 2009 г.;  


    • генеральное соглашение об операциях исламского хеджинга -1 марта 2010 г.;  


  • рамочные прототипы документов для операций с сукуками и другими исламскими инструментами на вторичном рынке.

Совет по исламским финансовым услугам был учрежден 3 ноября 2002 г., функционирует с 10 марта 2003 г. Штаб-квартира расположена в Куала-Лумпур. В состав ИФСБ входит 193 члена, в том числе, 49 национальных регуляторов, МВФ, ВБ, ИБР, участники рынка из 39 стран. ИФСБ является международным органам по стандартизации регулирования и надзора в области банковского дела, рынков капитала и страхования. Следует общим принципам, выработанным Базельским комитетом по банковскому надзору, Международной организации комиссий по ценным бумагам, Международной ассоциацией комиссий по ценным бумагам, Международной ассоциацией надзорных органов в области страхования. Основными функциями Совета по исламским финансовым услугам являются:


    • поддержка развития прозрачной исламской финансовой системы через разработку новых и адаптацию существующих международных стандартов, следующих шариатским принципам;


    • разработка рекомендаций по эффективному надзору и регулированию институтов, предлагающих исламские финансовые продукты, и критериев выявления, измерения, управления и раскрытия рисков с учетом существующих международных стандартов;


    • сотрудничество с организациями, занимающимися разработкой стандартов на международном и национальном уровнях;


  • поддержка и координация инициатив по развитию инструментов и процедур эффективного ведения операций и управления риском.

ИФСБ приняло 17 стандартов, руководящих принципов и технических примечаний: управление рисками; достаточность капитала; корпоративное управление; прозрачность и рыночная дисциплина; процесс проведения надзорных действий; корпоративное управление в области коллективного инвестирования; специальные вопросы, связанные с достаточностью капитала; корпоративное управление в области исламского страхования; ведение бизнеса; шариатское управление; требование к платежеспособности компаний исламского страхования; признание рейтингов финансовых инструментов, согласующихся с шариатом; управление риском и достаточность капитала для товарной мурабахи; практика сглаживания выплат дохода держателем инвестиционных счетов; определение показателя «альфа» при расчете достаточности капитала; признание рейтингов компаний исламского страхования; развитие исламских денежных рынков. Всеобщий совет по исламским банкам и финансовым институтам основан в 2001 году в Бахрейне. Основными задачами Совета являются:


  • сотрудничество между членами Совета и другими регулирующими органами для достижения общих целей;
  • подготовка и распространение информации о деятельности исламских банков;
  • оказание поддержки членам в решение проблем на коллективной основе для достижения поставленных целей.

Международное исламское рейтинговое агентство является единственным рейтинговым агентством по присвоению рейтингов как отдельным исламским финансовым продуктам, так и в целом исламские финансовым продуктам. Оно использует шкалу от AAA до B для определения качества соответствия шариату (Shari'a Quality Compliance, SQR), где рейтинг AAA – самый высокий возможный рейтинг, и B – самый низкий рейтинг. Для инструментов участия в капитале с 1999 г. стали рассчитываться индексы, призванные стать контрольным показателем цен на инструменты участия в капитале для инвестиций, осуществляемых исламскими финансовыми учреждениями: Исламский индекс Доу-Джонса (ИИДД) в Бахрейне и глобальный исламский фондовый индекс «Файнэншл таймс». Цель подобных индексов – дать инвесторам готовый пакет акций для инвестирования, а также измерение динамики рынка. Особенности исламских индексов в том, что входящие в них акции компаний отобраны, проверены и одобрены для инвестирования шариатскими учеными. Исламский индекс Доу-Джонса (ИИДД) – это базовый индекс капитализации исламских компаний. Он входит в группу глобальных индексов Доу-Джонса, которые рассчитываются на основе акций компаний 34 стран. Целью ИИДД является установление четкого стандарта по измерению показателей фондового рынка в мировом масштабе в соответствии с существующей методологией расчета индексов Доу-Джонса и руководством по исламским инвестициям, установленных Шариатским Наблюдательным Советом ИИДД [2]. Составляющие ИИДД отбираются путем анализа всех составляющих Глобального индекса на предмет экономической деятельности организаций и их финансовых показателей с целью отсеивания акций тех компаний, которые не соответствуют критериям исламских инвестиций. В процессе отбора составляющих для ИИДД каждая компания, входящая в группу глобального индекса Доу-Джонса, проверяется, исходя из источников ее прибыли. Если компания осуществляет деловые операции в любой из следующих видов экономической деятельности, определенных Эталонной Классификацией Промышленности (Industry Classification Benchmark), она рассматривается как не соответствующая целям исламских инвестиций и исключается из индекса. К таким видам деятельности относятся: оборона, виноделие и виноторговля, продукты питания, сфера развлечений, табачная промышленность, розничная и оптовая торговля продуктами питания, телерадиовещание и развлекательные программы, СМИ, азартные игры, отельный бизнес, рекреационные услуги, рестораны и бары, банки, страхование, перестрахование, страхование жизни, недвижимость и застройки, потребительские финансы, инвестиционные службы, ипотечное финансирование. После исключения компаний основная деятельность которых не соответствует целям исламских инвестиций, акции остальных компаний оцениваются с точки зрения нескольких финансовых показателей. Дальнейший отбор основан на критериях, установленных шариатским советом. Шариатский контроль – это уникальная институциональная составляющая исламской финансовой системы, заключающаяся в том, что исламские финансовые институты приняли жесткую систему саморегулирования. В финансовых институтах различных стран этот орган контроля может называться по разному: шариатский совет (большинство стран), внешний комитет шариатского контроля (согласно стандарту ААОИФИ). Функции шариатского совета (ШС):


  1. Направление деятельности исламского экономического института с точки зрения шариата, контроль над ним и удостоверение в том, что банк придерживается основ и принципов Ислама;


    1. Проверка наличия полноценного внутреннего шариатского контроля, обеспечивающего исполнение норм шариата в соответствии с постановлениями ШС. Также ШС должен произвести оценку эффективности внутреннего контроля с целью последующего планирования своей деятельности;


  1. Проверка степени соблюдения исламским экономическим институтом норм шариата во всех сферах его деятельности. Проверка распространяется на все договора, продукты, уставную документацию, инструкции, политику, финансовую отчетность и др.;


    1. Помощь исламским экономическим институтам в проведении семинаров и тренингов;


  1. Оценка степени соблюдения исламским экономическим институтом норм шариата и представление результатов этой оценки в ежегодном отчете для общего собрания акционеров.

Шариатский совет проверяет новый исламский финансовый продукт и, если он соответствует шариату, издает соответствующее заключение. Возможность несоответствия деятельности исламских экономических институтов требованиям ислама представляет собой существенный репутационный риск. На сегодняшний день не во всех мусульманских странах существуют законодательные акты об исламских финансовых институтах, главным инструментом регулятора в них служит лицензия, позволяющая осуществлять деятельность в виде института исламской экономики. В некоторых странах внесены изменения и дополнения в федеральные законы, относительно регулирования исламских финансовых институтов. Так, в Кувейте закон о ЦБ № 32/1968 в редакции от 25.05.2003:


    • разрешает применение шариатских форм контракта и регулярные капиталовложения в нефинансовый бизнес;


    • допускает большую степень прямого вмешательства регулятора в коммерческую деятельность банков;


    • максимальный объем операций конкретного типа;


  • максимальный уровень участия в капитале учреждаемых ИБ компаний.

В ОАЭ федеральный закон № 6 от 1985 г.:


    • признает в качестве ИФИ те, уставы которых содержат обязательство руководствоваться в своей деятельности нормами шариата;


  • снимает запрет на занятие торговлей и промышленным производством и приобретение недвижимости в рамках регулярного бизнеса;

не содержит административных ограничений. ______________________________________________________________ [1] Официальный сайт Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов. http://www.aaoifi.com [2] Источник: Dow Jones Indexes (URL: http://www.djindexes.com/islamicmarket)

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.