Фикх аль-муамалят. Раздел 28. Второй вид запрещенных сделок: продажа плода в чреве животного


Фикх аль-муамалят. Раздел 28. Второй вид запрещенных сделок: продажа плода в чреве животного

Автор: Шейх Мухаммад Али СабуниnКнига: Фикх аль-муамалятnКомментарии: Ахмад Абу Яхья

n

В Шариате запрещена продажа плода крупного рогатого скота до его рождения, потому что этот плод может родиться мертвым, чрезмерно худым, слабым. Также, например, человек хотел купить самку, так как она дает потомство и молоко, а родился скот мужского пола, который пригоден лишь для мяса.

n

Данный вид сделки был широко распространен среди арабов в допророческие времена (джахилийя), но Ислам её запретил, поскольку в ней присутствует неопределённость (гарар) и вред (дарар), что может привести к разногласию и спорам между людьми, а Ислам это запрещает.

n

Продажа плода в чреве беременной верблюдицы среди арабов называлась «аль-мулаакых», а продажа семени в самцах – «аль-мудаамин». Обе сделки в Шариате запрещены единогласно, исходя из слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поскольку в этом есть неопределённость (гарар).

n

Имам Аль-Бухари передал от Абдуллаха ибн Умара: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать плод беременной, что было распространено в допророческие времена (джахилийя), когда мужчина покупал верблюда на условиях, что одна верблюдица родит другую верблюдицу, которая в свою очередь также родит верблюженка» [1].

n

Имам Аскалани писал: «В допророческие времена (джахилийя) были сделки по продаже беременных верблюдиц с условием, что их плод также родит плод, а затем, чтобы забеременела и родившаяся самка. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил это» [2].

n

Имам Аль-Бухари назвал главу, посвященную этому вопросу, «главой о продаже неопределённого (гарар) и плода беременной».

n

Иные примеры сделок с высокой долей неопределённости (гарар): продажа рыбы в воде, продажа непойманных птиц, плодов до их появления и все виды сделок, в которых есть возможность обмана и высокой доли неизвестности для продавца и покупателя. Имам Муслим передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продажу всего, в чём есть неопределённость (гарар) и продажу путём подкидывания камней».

n

Имам ан-Навави сказал: «Запрет продажи с неопределенностью (гарар) – одна из величайших основ в торговле, и в неё входит множество вопросов.

n

Также запрещена случка самца (асбу аль-фахль), т.е. запрещено брать деньги за случку животных, чтобы самка забеременела, что подтверждается хадисом в сборнике имама Аль-Бухари, переданном Абдуллахом ибн Умаром, да будет доволен им Аллах: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил случку самца, что предполагает запрет взимания платы за случку самца, так как данный доход не относится у числу дозволенных согласно законам Ислама, как, например, запрещены деньги за услуги гадалки или проститутки».

n

Большинство ученых (джумхур) установило, что запрещено брать плату за сперму самца, но дозволено бесплатно предоставить самца для оплодотворения самки в случае необходимости в сельском хозяйстве. Однако дозволено вознаградить хозяина самца в том случае, если это не было условием сделки. В качестве доказательства своего мнения ученые используют следующие хадисы: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил брать деньги за случку самца» [3]; «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил брать деньги за случку верблюдов» [4]; «Человек из племени Киляб спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о плате за случку самца, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил это. Тогда он спросил: «О Пророк, порой нас угощают после случки самца, это запрещено? Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не запретил это» [5].

n

Имам Аш-Шафии сказал: «Если владельцу самца дадут подарок или его угостят без установленной оплаты, то это не запрещено».

n

В отличие от других ученых, имам Малик сказал: «Разрешено брать деньги владельцу животного, чтобы самец провёл определенное время с самкой для её оплодотворения, из-за нужды у людей, занятых в сельском хозяйстве». Т.е. он разрешил это из-за необходимости, а все хадисы по теме он отнес к неизвестному периоду, т.е. когда оплату взимают за неопределенный срок, что делает сделку недействительной.

n

Таким образом, по мнению большинства ученых, нельзя давать оплату владельцу быка или козла, достаточно для быка бракосочетания (никах) без махра [6]. [7] Предоставление же самцов для случки без оплаты – это помощь общине, что поощряемо в Исламе. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил угощать владельцев самцов, но не платить им за услугу.

n

Имам Аскалани сказал: «Запрещены продажа спермы животных и взимание платы за случку самца и самки, поскольку это не является ценным с точки зрения Шариата, а количество строго не установлено. К тому же в такой сделке присутствует неопределённость (гарар) [8]. Что касается бесплатного предоставления самца для случки, то в этом вопросе нет разногласий о его дозволенности» [9].

n

_______________________________________________

n

[1] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2143).

n

[2] «Фатх аль-бари» (4/419).

n

[3] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2284).

n

[4] Этот хадис приводят Муслим и Ан-Насаи (7/310).

n

[5] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи (1274).

n

[6] Материальное вознаграждение, выплачиваемое женихом невесте по поводу бракосочетания.

n

[7] Это шутка шейха Мухаммада Али Сабуни.

n

[8] Из-за неясности результата, т.е. не известно, даст ли самка потомства после процедуры.

n

[9] «Фатх аль-бари» (4/461).

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.