Шариатское решение относительно таваррука


Шариатское решение относительно таваррука

Вы заходите в исламский банк, подписываете определенные документы, осуществляете «торговлю» металлом в каком-нибудь уголке земного шара и уходите с деньгами на руках. Документы готовы, деньги переходят из рук в руки, а металл просто остаётся на месте, готовый стать предметом «торговли» следующего клиента несколькими минутами позже. Или же тот же самый металл может быть куплен и продан разными клиентами в пределах одной минуты? В любом случае, кого это волнует?nnДобро пожаловать в мир таваррука! Институт «Ethica Institute of Islamic Finance», один из ведущих центров по обучению и сертификации в области индустрии исламских финансов, вынес экспертное юридическое заключение (фетва) в лице Муфтия Исмаила Десаи, объяснившего недопустимость операций «таваррук». Вопрос относительно этого был поставлен, когда один из ведущих банков Великобритании подал заявку на прохождение обучения и сертификации в институте. На что им был получен отказ, ввиду несоответствия Шариату такого банковского продукта, как таваррук.nnТо, что некоторые учёные в области исламских финансов от случая к случаю неохотно дозволяют таваррук в исключительных ситуациях, банки зачастую превращают в обычное предоставление банковского продукта рядовым клиентам. Финансовый продукт, взявший своё начало более десяти лет назад и воспринимавшийся сперва как конфуз данной индустрии, стал теперь большим любимцем многих исламских банков. Можно судить, что таваррук является одной из главных причин подрыва доверия клиентов к исламской финансовой системе.nnВ фетве поднимается два важных вопроса для данной индустрии, которая быстро растёт, но медленно завоёвывает доверие среди банковских клиентов. Во-первых, что же такое таваррук на самом деле? И, во-вторых, что очень важно, если он станет обыденным банковским продуктом, будет ли он по-прежнему иметь отношение к исламским финансам?nnБанки полагают, что они привлекают клиентов в краткосрочной перспективе, но реальность такова, что они теряют их в долгосрочной перспективе. Например, институт «Ethica Institute of Islamic Finance» работает с банкирами и клиентами из различных регионов, и практика показывает, что когда доверие к исламской финансовой системе скомпрометировано, клиенты уходят, а назад они, как правило, не возвращаются. Торговля по типу таваррук является не только не соответствующей Шариату в большинстве случаев, но и вполне возможной причиной того, что индустрия исламских финансов можем произвести худшее впечатление.nnПервым шагом к пониманию таваррука является понимание его определения, данного «Международной организацией по бухучету и аудиту исламских финансовых учреждений» («AAOIFI»). При этом также выделим понятие «бай аль-инах» – это покупка товара и продажа его по более низкой спотовой цене (цене по кассовым сделкам) той же стороне, у которой он был приобретён». Что касается «бай ат-таваррук», то это «покупка товара по цене, определяемой в ходе торговой операции мусавама (торг) или мурабаха (продажа с торговой надбавкой), и сбыт его третьим лицам по спотовой цене с целью получения наличных.nnДадим более подробное разъяснение. 

    1.  


    1. Бай аль-инах состоит из двух операций купли-продажи. В первой сделке продавец реализует товар по определённой цене, которая должна будет быть выплачена в рассрочку. Во второй сделке, после получения прав на владение товаром, покупатель продаёт его продавцу по более низкой цене и получает немедленную оплату, до того, как выплата первого взноса по рассроченному платежу станет для него обязательной. Подавляющее большинство учёных относят сделку «бай аль-инах» к недопустимым, когда цена товара во второй операции купли-продажи ниже, чем в первой. При этом некоторые эксперты пришли к заключению, что сделка «бай аль-инах» будет дозволенной, если цена второй торговой операции равна или превышает цену первой.  


    1. Бай ат-таваррук предполагает покупку лицом (муставрик) товара в рассрочку с целью перепродажи его третьему лицу по более низкой цене. Как правило, целью продажи товара третьей стороне является получение ликвидности. Юристы постановили, что данная форма таваррука является допустимой, так как здесь соблюдаются законы и правила продажи в рамках Шариата. Современный организованный таваррук означает покупку лицом (муставрик) товара на международном товарном рынке в рассрочку по цене, определяемой в ходе операций мусавамы или мурабахи. Финансист организует договор купли-продажи или сам, или через своего агента. В то же время муставрик и финансист осуществляют финансовые операции, как правило, по более низкой спотовой цене. По мнению исламских учёных, таваррук должен использоваться ограниченно и предоставляться по необходимости, а не быть доступным для масс. Исламская экономика, по их словам, должна основываться на таких инструментах разделения прибыли, как мудараба и мушарака. Беспроцентные займы (кард хасан) являются идеальной альтернативой таварруку.


В число проблем, связанных с таварруком, входят:n

    1.  


    1. Таваррук с валютами является недопустимым.  


    1. Банк не может продать товар от имени клиента, если клиент не владеет им физически или косвенно. Как правило, этого не происходит. Исламские банки обычно продают варранты на металлы, а не сами металлы. Таким образом, банк не вступает во владение самими металлами при изначальной их закупке у брокера. Лицо, осуществляющее покупку в рассрочку (муставрик) также не вступает ни в какую форму владения металлами. Банк лишь играет роль агента по продаже металлов на бирже металлов без каких-либо осуществлённых по Шариату необходимых договорных положений.  


    1. Все операции в таварруке должны производиться раздельно. Различные этапы в большинстве сделок не индивидуализированы вообще.  


  1. Современные формы организованного таваррука очень похожи на бай аль-инах, а большинство учёных признали их в значительной степени незаконными, в том числе Международный совет академии фикха. n

Будущее покажет, велика ли вероятность того, что индустрия придёт к реформе таваррука, подобно недавней «чистке» облигаций (сукук) после того, как председатель «AAOIFI» муфтий Таки Усмани публично раскритиковал их. Нет сомнений в том, что отрасли исламских финансов наносится серьезный ущерб в долгосрочной перспективе в погоне за краткосрочной выгодой от продуктов, которые находятся на грани дозволенного и запрещенного.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.