Торговля животными и их мясом: шариатский взгляд


Торговля животными и их мясом: шариатский взгляд

Автор: Шовхалов Шамиль

В Шариате запрещено употреблять, продавать, покупать и производить иные операции с запрещенным мясом, основываясь на хадисе (смысл): «Если Аллах запретил людям что-либо есть, то Он запретил им это и продавать» («Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда).

В первую очередь к данному запрету относят свинину. В Коране сказано (смысл): «Вам запрещены… мясо свиньи…» (5:3) Однозначный запрет наложен на мясо осла, что основано на хадисе (смысл): «В день Хайбара Посланник запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов и разрешил употреблять в пищу конину» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари). Запрещены также хищные животные, живущие на суше и охотящиеся с помощью когтей (например, мясо льва, гепарда, тигра, волка, медведя, обезьяны и подобных), и мясо птиц, которые охотятся при помощи когтей, например, сокол, ястреб, ворона и т. д. Данный запрет связан со словами Пророка (смысл): «Все, что имеет клыки из хищных животных, употреблять в пищу запрещено» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима).

Основываясь на Аяте Корана (смысл): «Он делает дозволенным благое и запрещает скверное» (7:157), – специалисты в шариатских науках запретили к употреблению мух, комаров, пауков и других насекомых, кроме саранчи, которая проходит в хадисе (смысл): «Мы принимали участие в семи (или шести) военных походах вместе с Пророком и вместе с ним ели саранчу» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари).

Запрещены к употреблению животные-вредители (мышь, еж, тушканчик и т. д.) и животные, которых Пророк запрещал убивать и велел истреблять скорпионов, собак, мышей, ворон и пр. Например, запрещены к употреблению пчелы, муравьи, удоды и сорокопуты, исходя из хадиса (смысл): «Посланник Аллаха запретил убивать четырех: муравья, пчелу, удода и сорокопута» («Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда).

Если в данных пунктах среди правовых школ (мазхабов) не возникает разногласий за редким исключением, то по остальным видам мяса существуют более значительные различия, которые можно встретить в классических книгах по исламскому праву. Так, в соответствии с ханафитской правовой школой запрещено мясо животных, которые обитают в воде, кроме рыбы. В свою очередь, в шафиитском мазхабе они дозволены, кроме тех, которые способны жить и на суше, как крокодил, черепаха и др. Таковых различий довольно много, главное же обозначить основные и указать на факт некоторых расхождений.

Очень часто возникает вопрос о правомерности покупки или продажи домашних кошек. Например, в шафиитском мазхабе нет никакой нежелательности в этом. Касательно же хадисов, где приходит упоминание об этом, то исламские богословы установили, что там подразумевается нежелательность в отношении диких кошек. То есть, несмотря на то, что их употреблять нельзя вовсе, дозволено производить операции купли-продажи исключительно с домашними кошками.

Запрет торговли некоторыми недозволенными животными снимается, по мнению некоторых шариатских теологов, в зависимости от цели использования того или иного животного. Например, собака, по мнению определенной части богословов различных мазхабов, которую будут использовать в уголовных расследованиях, для охоты, охраны чего-либо и прочего, дозволена к продаже. Соответственно, отсюда вытекает вывод, что иные цели запрещены, в т. ч. для домашнего содержания, попадающего под категорию расточительства.

Несмотря на некоторые разногласия в правовых школах, автор в данном пункте ставит целью отметить, что существуют условия, чтобы дозволенные животные к употреблению, продаже, покупке и прочим операциям были таковыми. В Коране сказано (смысл): «О вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу… то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь» (5:3).

Становится ясным, что продажа, например, курицы, которая не забита по законам Шариата, становится запрещенным коммерческим делом. Поэтому в отношении дозволенных Исламом животных необходимо совершать правильную процедуру закалывания, описанную во многих книгах, в т. ч. на русском языке, что позволяет не обращаться к данному вопросу. При этом важно подчеркнуть, что это условие распространяется не абсолютно. Например, в отношении рыб отсутствует необходимость производить такие действия. Пророк сказал в этом отношении: «Морская вода чиста и пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу» («Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда); «Нам дозволено употреблять две мертвечины и два вида крови. Что касается двух мертвечин, то это рыба и саранча, а что касается двух видов крови, то это печень и селезенка» («Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи).

Автор не ставит целью провести анализ дозволенности всех животных с точки зрения Шариата, что является отдельным серьезным научным трудом, однако отмеченной информации достаточно, чтобы иметь представление об основных правилах в исследуемом вопросе.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.