Экономические основы Ислама. Лекция № 1. Религиозный фактор и исламская экономическая мысль


Экономические основы Ислама. Лекция № 1. Религиозный фактор и исламская экономическая мысль

Автор: Насибуллов Артур

n

Религия – представляет собой мировоззрение и мироощущение, отражает поиски идеальной жизни и вбирает в себя как взгляд на мир, на истинные ценности, так и отправление религиозных обрядов.  В мире существует много религий, ценности и предписания которых в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом, их этические ориентиры в частной, а также в предпринимательской сфере. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера  во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздание, будь то вознаграждение или наказание в конце этого мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам – едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность. Мусульманская и христианская цивилизации характеризуются признанием морали как системы нравственных норм, предписываемых соответствующими вероучениями. В исламском мире, например, источником всякого закона, в том числе и морального порядка, признается только Аллаh. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного следования закона Аллаhу – Шариату, которому будет посвящена отдельная глава в данном пособии. Христианство и Ислам привнесли в общественное понимание идею наднационального монотеизма. Для этих религий нет избранных, любимых или нелюбимых народов, все народы равны перед Богом, в отличие от этнического монотеизма евреев, согласно Писанию, евреи – это избранники Божьи, а Израиль – страна избранного народа.

n

Было бы неверно говорить об Исламской экономике как об отдельном экономическом учении и рассматривать ее без взаимосвязи с историческим развитием цивилизации и отдельных экономических школ в частности. Это не изолированная система с идеализированными понятиями. Это экономическая система со своей характерной методологией и инструментарием.

n

Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку Пророков.

n

Исламская экономическая наука - плод трудов мусульманских ученых. Но, как известно, многие запреты и ограничения в экономической деятельности можно найти не только в Коране и Сунне, но и в Библии. Почему же все-таки именно мусульмане, а не представители других религий - христиане или иудеи - сформулировали соответствующую систему взглядов? Вряд ли можно признать вполне удовлетворительным объяснение Р. Вилсона, считающего, что в Коране больше внимания уделено экономическим вопросам, чем в Библии и Торе. Вернер Зомбарт полагал, что адекватными носителями капиталистического духа являются представители иудейской религии, а последователи Макса Вебера считал, что развитию капитализма в наибольшей степени способствовал протестантизм.

n

Причина возникновения исламской экономики как науки заключается в том, что в отличие от Ислама христианство и иудаизм (пусть и в меньшей степени, чем христианство) никогда не влияли столь масштабно на образ жизни их последователей. Отношения человека с Богом в христианстве ограничиваются стенами церкви. Вне этих стен прихожанин волен вести светский образ жизни без оглядки на религиозные запреты, в том числе и в экономической сфере. То же самое произошло и в иудаизме. В идеале все иудеи обязаны изучать Тору. Но если у человека нет такой возможности, то ему необходимо материально помогать тем, кто посвятил себя этому важному занятию. Происходит делегирование полномочий определенной группе людей, которым необходимо оказывать поддержку за их богоугодную деятельность.

n

В христианстве первые экономисты также были из среды богословов, но в Новое время экономические исследования оказались в руках светских ученых. В Исламе данный процесс начался гораздо раньше. Ученый-энциклопедист, основатель социологии Ибн Халдун был, по сути, светским (насколько можно быть светским в средневековом сообществе) ученым.1

n

Доктор А. Р. Юсри Ахмед приводит доводы о результативности изысканий исламского экономического учения, отвечающего всем требованиям научной дисциплины. Конкретизируя эти доводы, он обращает наше внимание на актуальность исследуемых этими учеными тем и глубины их познаний в этих вопросах: «Они (т.е. ученые – уточнение автора статьи) также способствовали прояснению других экономических и несвязанных с экономикой проблем.2

n

Например, арабский писатель и экономист Абу Юсуф (113-182) занимался изучением причин повышения цен, перед тем как дать правителю необходимый совет относительно ценовой политики. Арабский ученый Аль-Газали (451-505) перед тем как раскрыть все преимущественные стороны использования денег и охарактеризовать их основные функции, подробно описал все возможные проблемы, связанные с бартерным обменом.

n

Поняв, что наиболее важной функцией денег является их способность к обращению и платежу, Аль-Газали поддерживает позицию, запрещающую чрезмерное накопление денежных средств.

n

Рассмотренные примеры указывают на то, что раннее возникновение исламской экономики как науки было основано не только на понимании сути экономических проблем в рамках их юридического контекста, но и на умственных усилиях, направленных на поиски причин возникновения этих проблем, их последствий, а также для установления правил, способствующих их разрешению».

n

В исламской экономике иджтихад (общее название для всех видов деятельности ученого-богослова при изучении и решении правовых и религиозных вопросов, а также система принципов, аргументов, методов и приемов, которые он использует в ходе исследования) достиг своей вершины в 7-8-х веках по Хиджре (14-15-ые грегорианские столетия). В этот период выдающиеся арабские ученые Абдурахман ибн Хальдун (1332-1466) и Таки Альдин Аль-Макризи (1364-1416) подробно изучили и охарактеризовали некоторые экономические явления в рамках их исторического и социального контекста.

n

Абдурахман ибн Хальдун разработал определенные правила, объясняющие, каким образом природа экономических проблем может изменяться, проходя через разные ступени развития общества, и проанализировал основные причины, которые влияют на рост населения и производства, учитывая при этом моральные и духовные ценности Шариата. Аль-Макризи предложил на рассмотрение свою трактовку гиперинфляции, наблюдаемую им в Египте, путем описания основных причин и следствий, вытекающих из исторических и текущих событий. По истечении этого периода научные исследования исламских ученых в сфере экономики в течение нескольких столетий находились в состоянии застоя, что подтверждается незначительными успехами в этой области.

n

Отмеченные выше факты, несмотря на удручающий период застоя исследований в данной сфере, суть доказательство того, что исламская экономика имеет право называться научной дисциплиной. Достойным аргументом в пользу данного мнения могут служить многочисленные исследования и научные труды целой плеяды наших с вами современников – исламских экономистов и исследователей по различным направлениям современных экономических дисциплин, совместимых с Шариатом.

n

1.2.6.3. Ибн-Хальдун (1332- 1406).

n

Ибн Халдун родился 27 мая 1332 года в Тунисе. Средневековые источники и сравнительные исследования современных авторов рисуют образ крупного политического деятеля ХIV века. Начав карьеру простым придворным писцом, Ибн-Халдун становится в дальнейшем личным секретарем султана Абу-Инана в Фесе, затем – специальным эмиссаром нового фесского султана Алу-Салима, посланником гранадского султана Мухаммада к королю Кастилии Педро Жестокому, наконец – хаджибом у султана Бужи Абу-Абдаллаха. Это была вершина политической карьеры Ибн-Халдуна. Последние годы его жизни прошли в Каире, где он был судьей и преподавал законоведение в местных медресе.3 Он переходил из лагеря в лагерь, делил славу с победителями и терпел поражения. Мотивы его поступков коренятся в его представлениях о государстве и о связях экономики и государства.4

n

Ибн Халдун рассматривал широкий круг теоретических вопросов экономики, хотя и подходил к ним с социальной точки зрения. В сфере его внимания – проблемы стоимости, цен, спроса и предложения, разделения труда.5 Последнему он уделял пристальное внимание, считая, что разделение труда является необходимой предпосылкой существования общества и ведет к превращению продукта в товар. Особое место в теории Ибн Хальдуна отводилось роли государства в регулировании хозяйственной деятельности.

n

Источником всех материальных благ является труд. Приобретение (касб), из которого люди извлекают пользу – это стоимость человеческих трудов. Его размеры, или “стоимость труда”, зависят от количества самого труда, от спроса на него, от степени сложности.

n

Способы добывания средств к существованию подразделяются философом на два вида – “естественные и неестественные”. К первым относятся охота, собирательство, земледелие, ремесла и торговля. Ко вторым – контрибуция и фиск, что Ибн Хальдун называет также словом “имара”, то есть эмирство, или те материальные блага, которые дает положение эмира, султана, правителя.

n

Экономика, как и государство, обладает, по его мнению, своей собственной природой, своими собственными закономерностями. Столкновение этих двух “природ” приводит к нарушению, а в дальнейшем и к разрушению экономической жизни. Так, цены товаров зависят от производственных расходов, от расходов на транспортировку, от рыночных колебаний, спроса и предложения. Наконец, на цены товаров влияют подати и налоги.

n

Государство может существовать только благодаря денежным поступлениям в казну. Это неизбежно вынуждает государство вмешиваться в экономику. Формы этого вмешательства различны, но все они имеют целью увеличить поступления в казну.6 Первая форма – это увеличение налогообложения путем введения новых видов налогов. Вторая форма – это прямое вмешательство государства в “естественную” конъюнктуру рынка, во внутреннюю и внешнюю торговлю. Еще одна форма вмешательства государства в экономическую жизнь – это прямая экспроприация имущества зажиточных людей.

n

Различные формы вмешательства приводят, по мнению, Ибн Халдуна, только к негативным последствиям.7  Так, налоги становятся чрезмерными, и  рынки приходят в упадок, что сказывается на государстве. Происходит это потому, что налоги приносят подданным стеснение и тягость, ведут к исчезновению доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей. В результате прекращаются поступления в казну, ибо подавляющая часть налогоплательщиков – земледельцы и купцы. Опасность изъятия собственности заставляет богатых людей создавать своего рода “государство в государстве” - набирать наемную охрану своих владений. В конце концов, происходит “утечка богатств” за пределы государства.

n

Государство гибнет, так как уничтожает ту экономическую основу, на которой только и может существовать. Но гибнет не государство вообще. Гибнет конкретное династическое государство. Формы его гибели или разрушения могут быть различны. Возможно распадение государства на более мелкие, захват данного государства другим, более сильным и т.д. В любом случае, считает Ибн Халдун, каждое государство обречено на гибель, подобно тому, как обречен на смерть человек. Предвестником гибели государства является роскошь. Стремление государственных людей к роскошной жизни приводит к росту дороговизны и, в конечном счете, к разрушению экономики. Государство по Ибн Халдуну – сила, которая вызывается к жизни объективными причинами и по объективным же причинам гибнет.

n

Таким образом, его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» в форме Священного Писания  - Корана  и услышавший их мекканский купец Мухаммед  — первый Проповедник Корана — возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы. Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллаh дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем, последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле. Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

n

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы: с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города; малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ; расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

n

Ибн-Хальдун, арабский ученый, историк и философ, сделал политическую карьеру, служа личным секретарем и специальным писарем султана Феса, занимая различные посты при дворах правителей Туниса, Гранады, Биджайи. Преследуемый по религиозным мотивам, бежал в Египет, где занимал должность судьи и преподавателя в медресе. В конце своей жизни служил в Каире Тимуру Тамерлану. Основной труд  Ибн‑Хальдуна, составивший ему славу,– «Большая история», или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» (в другом варианте перевода названия – «Книга назиданий»). Введение к «Большой истории» – Пролегомены, или «Мукаддима», считается энциклопедическим произведением, в котором дана обобщающая характеристика арабского средневекового общества, истории государств, развития науки, культуры и права. Пятый раздел «Большой истории» Ибн-Хальдуна посвящен вопросам собственности.

n

Ибн-Хальдун отдавал известную дань религиозным воззрениям, но его учение в целом носит светский характер. Он не признавал догматические подходы к определению правовых явлений, считая, что приверженность мнению или школе «образует пелену на очах проницательности, препятствующую поискам истины».8 Между тем, самое главное в этом вопросе, как говорил ученый, – отделить правду ото лжи, для чего необходимо знать причины и обстоятельства, обуславливающие рассматриваемое явление.

n

К собственности Ибн-Хальдун подходил на основе научных знаний. Он считал, что это право коренится в самой природе человека, поскольку людям свойственно постоянное стремление к приобретению имущества. Способность иметь право собственности заложена в человека изначально (при создании людей Богом), а осуществление его есть удостоверение естественных потребностей. Этапы развития общества, а также различия в обычаях и учреждениях народов Ибн-Хальдун связывал с состоянием отношений собственности. В своих Пролегоменах он пишет: «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию».9 Человек не может существовать один, поскольку он, во-первых, существо политическое и нуждается в объединении, а во-вторых, не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности. Эти факторы заставляют людей объединять усилия, в результате чего производимой продукции оказывается в избытке. Так появляется частная собственность (мульк), с которой Ибн-Хальдун связывал появление государства. Утверждение частной собственности, по его мнению, есть необходимый этап в развитии цивилизации. В четвертом разделе «Большой истории» в главе под названием «О том, что различия между странами и городами по количеству потребляемого их жителями и оживленности рынков зависит от различия в освоении мира людьми» Ибн-Хальдун дает экономическую характеристику праву собственности. По его мнению, основанием приобретения права на любое имущество является труд. Труд при непосредственном производстве продукции и плодов влечет обращение вещи в собственность того, кто ее создал – это прямой результат труда. При возникновении права собственности из сделки подоплекой его также является труд, поскольку «без него накопленное имущество не возникает и нельзя будет им воспользоваться».10 Таким образом, сделка является производным основанием возникновения права.

n

Ибн-Хальдун предупреждал, что при дальнейшем «освоении мира» увеличиваются запросы государства, и тогда умножаются доли налогов на имущество подданных. Он считал справедливым установление закята – добровольного пожертвования имущества –  и хараджа – сбора с частновладельческих земель, если он взимается в разумных размерах, границу которых нельзя преступать. Государство, которое не уважает права своих граждан, постигнет гибель. Оно утонет в роскоши и расточительстве и в конце концов исчезнет «подобно огню в светильнике, когда кончается масло и гаснет светильник».11 Насильственное изъятие собственности возможно только согласно принятому закону, который должен быть выражением справедливости. «Несправедливость заключается в изъятии  имущества или собственности (мульк) из рук собственника без всякой причины или компенсации»12,– считал Ибн-Хальдун. Люди в отношениях между собой также должны исходить из уважения к праву собственника, «…ибо всякий, кто присвоил себе собственность кого-либо, или силой отнял плоды его труда, или потребовал незаконно от него что-либо, или навязал ему нечто, о чем не говорится в законе, тот нанес тому человеку несправедливость».13

n

Воззрения Ибн-Хальдуна на право собственности можно свести к основной мысли: ученый считал это право естественным и  неотъемлемым, присущим каждому человеку. В отличие от большинства мусульманских  мыслителей Ибн-Хальдун отводил собственности ключевое место в общественных отношениях; именно развитие собственности, по его мнению, толкает вперед цивилизацию и обуславливает появление качественно новых форм человеческого общества.

n

Но Ибн Халдун был скорее исключением: большинство авторов, писавших на экономические темы, были из среды мусульманских богословов и правоведов (факихов). В условиях зачастую полного пренебрежения нормами шариата со стороны правителей мусульманские ученые описывали в своих трудах некую идеальную модель, которую и не надеялись увидеть примененной на практике -  по крайней мере, при жизни.

n

Анализируя работы, посвященные исламской экономике, можно выделить по меньшей мере три группы мусульманских исследователей в зависимости от их взглядов па проблему создания соответствующей исламу хозяйственной системы. Согласно мнению Беккина. Р.И определим их следующим образом14:

n

Представители первой группы ("консерваторы") считают, что в Коране и Сунне исчерпывающим образом сформулированы основные экономические положения и потому нет особой необходимости разрабатывать специальную дисциплину, именуемую исламской экономикой. Как выразился в свое время известный марокканский богослов и политический деятель Алляль ал-Фаси: "Коран - это лучшая конституция, лучший трактат политэкономии. Он может с успехом заменить для современных мусульман "Декларацию прав человека" и "Капитал". По мнению представителей первой группы, совершенно ни к чему создавать какие-то специальные структуры - исламские аналоги современных финансовых институтов.

n

Вторую группу составляют преимущественно богословы и правоведы-традиционалисты. Для них исламская экономика - это всего лишь одна из исламских наук, наряду с наукой рецитации Корана, фикхом (мусульманским правом) и другими. Соответственно усилия исследователя, занимающегося экономическими проблемами, не должны выходить за рамки мусульманских богословско-правовых дисциплин. Исламская экономика должна развиваться в интересах мусульманской общины, а не всего человечества в целом, то есть за ней прямо или косвенно отрицается универсальный характер.

n

Ученые, которых можно отнести к третьей группе, считают, что исламская экономика - это одно из направлений мировой экономической мысли. В рамках данной группы можно выделить как тех, кто рассматривает исламскую экономику в качестве альтернативы капиталистической экономике, так и тех, кто придерживается более умеренных взглядов и изучает исламскую экономику в контексте западной (буржуазной) экономической науки.

n

В последние годы в научных работах российских экономистов нередко встречается словосочетание "исламская экономика". Однако авторы, пишущие или упоминающие об исламской экономике, в большинстве случаев избегают давать какие-либо определения указанному понятию. Поэтому в данной статье мы сконцентрируемся преимущественно на проблеме определения природы исламской экономики.

n

Впервые термин "исламская экономика" появился в книге мусульманского ученого из Индии С. М. А. Гилани "Исламская экономика". Гилани писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Однако лишь через 15 лет после издания "Исламской экономики" в мире начали возникать первые исламские финансовые институты - банки. Сам же термин "исламская экономика" утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х годов. В настоящем исследовании нас будут интересовать воззрения экономистов третьей группы, поскольку именно они и составляют идеологическую основу того, что именуется исламской экономикой (с акцентом на слове "экономика").

n

С тех пор в мусульманской экономической литературе так и не было предложено единого общепринятого и внятного определения понятия "исламская экономика". Определения, сформулированные мусульманскими экономистами, зачастую грешат однобокостью и не дают ясного представления о том, чем исламская экономика отличается от экономики капиталистической или социалистической.

n

В частности, по мнению известного саудовского экономиста Умара Чапры, исламская экономика представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с исламским вероучением, не нарушая индивидуальных свобод и не создавая продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса.

n

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что исламская экономическая мысль, ни в коей мере, не отставала от общих тенденций развития, а зачастую, и значительно опережала некоторые западные экономические школы. Исламская экономическая мысль, олицетворением которой являлся средневековый ученый Ибн–Хальдун заслуживает внимания, и представления в научных экономических трудах.

nn
nn
nn
nn1 Беккин Р.И. «Исламская экономика. Краткий курс/Р.И. Беккин.-М.:Восток – Запад, 2008 г. Стр.18.nn
n
nn2 Сиддики (1982) и Юсри (2000), главы 4-8.0nn
n
nn3 А.А.Игнатенко “Ибн Халдун”, М., 1980 г.. с.18nn
n
nn4 С.М.Бациева “Историко-социологический трактат Ибн-Халдуна “Мукаддима”, М., 1965 г. с.174.nn
n
nn5 С.М.Бациева “Об экономических взглядах Ибн Халдуна. – Краткие сообщения Института народов Азии”; 1961 г. № 47, с-58nn
n
nn6 А.А.Игнатенко “Ибн Халдун” М., 1980 г. с.86nn
n
nn7 А.А.Игнатенко “Ибн Халдун”, М., 1980 г. с.90.nn
n
nn8 Антология мировой политической мысли / Отв. Ред. Миголатьев А.А. М, 1997.Т.1.с.247nn
n
nn9 Антология мировой политической мысли / Отв. Ред. Миголатьев А.А. М, 1997.Т.1.с.249nn
n
nn10 Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980. С.153nn
n
nn11 Антология мировой политической мысли / Отв. Ред. Миголатьев А.А. М, 1997.Т.1.с.251.nn
n
nn12 Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980. С.78.nn
n
nn13 Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламской философии средневековья. М., 1989. С.243.nn
n
nn
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.