Экономические основы Ислама. Лекция № 2. Экономика как предмет (Часть1).


Экономические основы Ислама. Лекция № 2. Экономика как предмет (Часть1). Автор: Насибуллов Артурn

Принимая во внимание, что предметом изучения экономической теории все же является экономика, в контексте данного учебно-методического пособия целесообразно обратиться к терминологии, предложенной Е. Ф. Борисовым в своем учебнике «Основы экономики»: «Под экономикой подразумевается хозяйственная деятельность человека, семьи, предприятия, страны в целом. Ее прямое назначение  - обеспечивать людей жизненно необходимыми благами. Под благом понимается вещь или услуга (полезный вид труда) которая удовлетворяет какие-то потребности человека. Потребности – это нужда или недостаток в   чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы, семьи, предприятия и общества в целом. Они служат внутренними побудителями человеческой активности».

n

Историческая наука установила, что на ранней стадии своего развития, человечество добывало средства существования путем собирательства готовых естественных продуктов (дары природы). Для занятия охотой и рыболовством изготавливались простейшие орудия – необработанные и обработанные  камни, палки, кости убитых животных. Собирательство природных плодов привело к двум великим открытиям, которые вызвали аграрную, сельскохозяйственную революцию. Первое из них – земледелие, которое вначале велось в виде упрощенной в виде примитивной, упрощенной обработке почвы и посевов зерна. Вторым нововведением стало животноводство – приручение диких животных и разведение их как домашнего скота. Аграрная революция с самого начала опиралась на достижения неолитической революции. В эпоху неолита появились нужные для хозяйственной деятельности кремниевые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металлических технических средств, были изобретены плуг и колесо. Так, примерно 10 000 лет назад появилась постоянно производящая экономика. Благодаря этому, люди стали в определенной степени независимыми от наличия готовых продуктов природы, появились излишки, которые способствовали развитию торговли, обмена, накопления и стимулировали развитие общества. Принимая во внимание вышеизложенное, ясно, что  сейчас экономика – такая область действия человеческой деятельности, которая способна быстрее и лучше удовлетворить потребности людей. 

n

Экономические потребности – это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно блага, виды и типы которых мы рассмотрели на предыдущей лекции,   участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворительными запросами людей. Каково же это взаимодействие?

n

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям:

n

Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению человеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже используемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот его прямая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых потребностей: страховка, стоянка или гараж, топливо, запчасти и др.

n

Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса, коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно иные потребности. Скажем, появление сотовых телефонов и различных новинок вызывает желание их приобрести.

n

В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек, вполне довольствовался куском мяса, поджаренным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

n

В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.

n

Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром, созидательной деятельности. Трудно представить себе, положим, руководителя и работников предприятия, которые не знают вообще, чьи конкретные запросы они удовлетворяют. Напротив, каждое хозяйство планирует, заранее намечает свое производство полезных благ с учетом выявленных потребностей людей.

n

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как производятся новые блага, соответствующие таким целям. В силу этого, экономические потребности часто обгоняют производство. Характерно, например, что работники швейных фабрик стремятся заранее узнать, какие новинки одежды разработаны в домах моды.

n

В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляются в том, что они вызывают поступательное движение хозяйственной деятельности – от низшей ступени к более высокой.

n

Итак, рассмотрев потребности, можно определить их место в кругообороте благ: потребности – производство – распределение – обмен – потребление – потребности.

n

Таким образом, роль потребностей в движении материальных благ зависит от соотношения между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением с другой.

n

Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности. Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.

n

По словами В. Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее «лицо», эффективность функционирования.

n

Надо иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. Доли крупного собственника материальных условий производства и хорошо работающего человека всегда будут выше по сравнению с нерадивым или неумелым работником, а также владельцем меньшего капитала.

n

Для большего понимания исламской экономической модели, необходимо отметить, что религиозный фактор затрагивает все сферы кругооборота благ (богатства). 

n

1.Исламское «Производство». 

n

Ислам призывает всячески развивать промышленность. Согласно Имаму Газали и другим ученым, построение необходимой промышленности является коллективной обязанностью общины (фард аль-кифая), то есть кто-то должен основать и развивать необходимые отрасли промышленности, иначе вина за страдания людей ложится на всю общину.1

n

В Коране мы читаем о тяжелой промышленности (железо) и о торговле: Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллаh узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллаh – Всесильный, Могущественный».2

n

Однако производство и торговля запрещенными продуктами в Исламе осуждается. Заниматься бизнесом в сфере общественных и частных услуг, а также работа в таких компаниях и фирмах разрешена, но запрещено работать в фирмах, производящих запретные товары или оказывающие запретные услуги.

n

Исламская концепция экономики не оправдывает ни экономическое развитие, ни производства, ни расширение потребления, если эти процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослабляют страну политически и экономически, а тем более создают угрозу для ее независимости. И поскольку хозяйственный рост, производство и развитие в исламской экономике относятся к категории не цели, а средства, то государство может затормозить экономический рост и производство или вообще отказаться от него во имя того, как оно понимает общественное благо и государственно – общественные интересы.3

nn
    nt
  • производство запретных (харамных) продуктов и предметов запрещена,
  • nt
  • цели производства  и виды деятельности должны соотноситься с Шариатом,
  • nt
  • исламская концепция рассматривает производство как процесс достижения целей, не противоречащих Шариату. Например, легкая промышленность не должна выпускать одежду, которая не соответствует скромности и сдержанности, сельское хозяйство – заниматься свиноводством,
  • nt
  • первоочередную основу производства составляет общественная полезность, а не личная выгода и прибыль и т.д.
  • nt
  • максимизация социальной полезности общественных интересов (маслаха). Данное правило подчеркивает преимущество общественной выгоды над частными интересами, важную роль взаимопомощи, особенно в чрезвычайных ситуациях,
  • nt
  • производственные факторы рассматриваются как составляющие производственного процесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную, праведную выгоду), капитал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию, или по наследству, но увеличение капитала не должно вести к возвышению одного человека над другим), и наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Аллаh и все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с исламским законом). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.
  • nt
  • все средства производства должны использоваться в интересах всей общины.
  • nt
  • национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов.
  • n
n

Исламская доктрина экономического роста нацелена на расширение производства и производственных мощностей при рациональном использовании экономического потенциала и имеющихся природных ресурсов. Если природные ресурсы, к примеру, земля, остаются невостребованными и необработанными, то они изымаются из владения их собственника и государство передает их тому, кто сможет наиболее рационально и продуктивно использовать их. В то же время Ислам запрещает хима, то есть незаконный захват необработанного участка земли. Природные ресурсы распределяются на конкурсной основе в соответствии с критерием достаточности производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы. Временному собственнику необходимо заботиться об экологической обстановке вокруг разрабатываемого объекта, своевременно принимать меры для восстановления изношенных или загрязненных ресурсов – земли, воды, лесов, степей и т.д.

n

2. Исламское «Распределение» 

n

Согласно исламской экономической концепции, любые действия рассматриваются с точки зрения общественного блага, где личная выгода является второстепенной.

nn
    nt
  • распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости и зависимости от вклада каждого члена общества в производство общественного блага.
  • nt
  • Ислам поощряет желание человека работать и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также узаконивает стремление к достижению материального благополучия,
  • nt
  • справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог и благотворительность, т.е бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленных в форме закята,
  • nt
  • установление справедливой и своевременной оплаты труда и т.д. 
  • n
n

2.1. Цели распределения блага согласно Исламу.

n

Если рассмотреть предписания Священного Корана, то окажется, что система распределения блага (богатства), созданная Исламом, преследует три цели:

nn
    nt
  1. Установление практической системы хозяйствования.
  2. n
n

Первой целью распределения богатства является то, что оно должно стать средством установления в мире естественной системы хозяйствования, которая без каких-либо принуждений позволяет каждому заниматься делом, соответственно своим возможностям, по своему усмотрению и вкусу, и эта деятельность должна быть плодотворной, здоровой и полезной. Она возможна при установлении здоровых отношений между нанимателем и рабочим с должным учетом спроса и предложения. «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают».4

nn
    nt
  1. Предоставление каждому того, что ему положено.
  2. n
n

В западных экономических системах есть только один способ получения права на богатство – это непосредственное участие в производственном процессе. Основным же принципом Ислама в этом вопросе является то, что богатство является собственностью Самого Всевышнего, и Он один может устанавливать правила, как его использовать. Таким образом, согласно Исламской точке зрения – не только те, кто непосредственно участвовал в производстве материальных благ,  но и те, кому по велению Аллаhа нужно его получить, являются законными пайщиками. Значит, бедные, беспомощные, нуждающиеся и обездоленные – все они также имеют право на богатство. Ибо Аллаh вменил в обязанность всем производителям богатства, среди которых оно в первую очередь распределяется, передавать часть его перечисленным лицам. И Священный Коран совершенно точно указывает, что, поступая таким образом, богатые не благодетельствуют бедным, а только выполняют свою обязанность, ибо бедные и беспомощные имеют право на долю богатства: «…которые выделяют известную долю своего имущества …. для просящих и обездоленных …».5

nn
    nt
  1. Устранение концепции богатства.
  2. n
n

Третья цель распределения богатства, которую Ислам считает очень важной, заключается в том, что богатство не должно концентрироваться в одних руках. Ислам запрещает отдельным лицам или группам лиц монополизировать первичные источники богатства, а дает каждому члену общества равные права для их использования. Полезные ископаемые, леса, охота, реки моря и т.д. – все это первичные источники богатства. Однако, следует отметить, что все это является собственностью Всевышнего, а человек является лишь временным управляющим того имущества, что даровал Аллаh, Который передал их во временное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений. Исламская экономическая концепция запрещает концентрацию богатства в одних руках.

n

«Добыча, которую Аллаh вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаhу, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаhа, ведь Аллаh суров в наказании».6

n

В случае если требуется человеческое вмешательство в производство богатства, и человек создает его, вкладывая свои средства и труд, Ислам признает право этого человека на созданное богатство.

n

Несмотря на социальные различия, признаваемые Исламом, он устанавливает определенные границы в накоплении богатства, которое не должно сосредотачиваться лишь у немногих. Первая из целей распределения богатства отличает Исламское хозяйство от социализма, третья от капитализма, а вторая от того и другого одновременно.

n

2.2. Капиталистический взгляд на распределение богатства.

n

В капиталистической системе распределение богатства можно свести к следующему: богатство должно распределяться только между теми, кто участвовал в его создании. Они в экономической теории называются факторами производства:

nn
    nt
  1. Капитал – произведенные средства производства (т.е. предмет потребления, который уже подвергся одному процессу человеческого производства и снова используется как средство другого производственного процесса).
  2. nt
  3. Труд, те. любое человеческое умение.
  4. nt
  5. Земля, которая определяется как природные ресурсы (то, что используется как средства производства без предварительного использования в другом процессе производства).
  6. nt
  7. Предпринимательство – фактор, который осуществляет процесс организации производства.
  8. nt
  9. Информационный фактор – широкое применение информационно – компьютерных технологий.
  10. n
n

В условиях капиталистического ведения хозяйства, богатство, созданное комплексно этими пятью факторами, распределяется следующим образом: одна доля отдается капиталу в виде процента, другая – труду в виде заработной платы, третья – земле в виде ренты, четвертая для предпринимателей в виде прибыли и пятая – информационному фактору.

n

2.3. Социалистический взгляд на распределение богатства.

n

При социалистическом ведении хозяйства, капитал и земля не являются частной собственностью, считаясь национальной или коллективной. Таким образом, здесь не стоит вопрос о ренте. При социалистической системе в лице организации выступает само государство. Поэтому о прибыли здесь не может быть и речи – по крайней мере, теоретически. Тогда остается только два фактора, а именно труд и информационный фактор, и они имеют право на богатство в социалистической системе: труду – заработная плата, информационному фактору – плата за информацию.

n

2.4. Исламский взгляд на распределение богатства.

n

Исламская система распределения богатства отличается и от капиталистической и от социалистической. С точки зрения Ислама две категории людей имеют право на богатство:

nn
    nt
  • Первичным правом обладают непосредственные участники его создания. Другими словами, «это факторы производства», участвовавшие в производственном процессе;
  • nt
  • Вторичном правом обладают те, которые непосредственно не участвовали в производственном процессе, но которых Аллаh сделал пайщиками. 
  • n
n

2.4.1. Обладатели первичного права на богатство.

n

Как указывалось, первичное право на богатство имеют факторы производства. Но их доля богатства не так четко определена как при капиталистической системе хозяйствования. С Исламской точки зрения выделяются четыре фактора производства вместо пяти:

nn
    nt
  1. Капитал - т.е. те средства производства, которые не могут быть использованы в производственном процессе, пока не будут потреблены или не изменят свою форму, и которые не могут быть сданы внаем или аренду (ценные бумаги);
  2. nt
  3. Земля, т.е. те средства производства, которые так используются в производственном процессе, но их первозданная и внешняя форма остается неизменной, и которые могут быть сданы в наем или аренду (например, участки земли, дома, машины);
  4. nt
  5. Труд, т.е человеческое усилие – либо физическое, либо умственное. Это усилие включает  также организацию работ и их планирование;
  6. nt
  7. Информационный фактор.
  8. n
n

Какое бы богатство ни было создано сочетанием этих четырех факторов, оно будет распределено между ними следующим образом: одна часть отдается капиталу в виде прибыли (а не в форме процентов), другая – земле в виде ренты, третья – труду в виде заработной платы и четвертая – информационному фактору в виде платы за информацию.

n

2.4.2. Обладатели вторичного права на богатство.

n

Для Исламской теории распределения богатства характерна поддержка слабых членов общества и предоставление полезной работы тем, кто ее лишен. Ислам представляет список тех, кто имеет вторичное право на богатство.

n

Ранее уже указывалось, что богатство – собственность Всевышнего, что Он – истинный Творец всех благ, и именно Он наделил человека правом владения ими. Человек, безусловно, является хозяином вознаграждения, которое он получает за свои старания, но именно Аллаh, в Его милосердии, дает ему возможность осуществить свои стремления. Таким образом, человек не свободен полностью при пользовании собственностью, а ограничен предписаниями Аллаh. Человек обязан потратить свое достояние так, как велит ему Аллаh. Эта главная мысль автоматически ведет к другой категории, имеющей право на богатство имеет тот человек, на кого Аллаh указал первичному хозяину. Ислам стремиться к тому, чтобы богатство было в широком обращении в обществе.

n

3. Исламский «Обмен». 

n

Как мы уже выяснили, существуют два вида обмена:

n

1) Натуральный обмен, то есть бартерные сделки, обмен одного товара на другой.

n

Неравный и несправедливый обмен категорически запрещен Шариатом. На первый взгляд, запрет неравного обмена одного и того же товара, за исключением случаев, когда такой обмен разорван во времени, может показаться странным, как с точки зрения средневековой, так и современной экономики. Однако в другом хадисе дается ответ на этот вопрос: «Однажды Билял принес Пророку   финики (сорта) барни, и Пророк  спросил его: «Откуда это?». Билял ответил: «У меня были плохие финики, и я обменял их на хорошие, отдав по два са’ за один са’ (хороших фиников), чтобы угостить ими Пророка». Услышав это, Пророк  воскликнул: «Так ведь это же настоящее ростовщичество! Никогда не делай так! Если хочешь купить финики получше, то продай плохие финики и за полученную плату купи хорошие».7 Иными словами, две партии одного и того же товара могут быть разного качества и, несмотря на одинаковый вес, могут иметь разную стоимость.

n

Риба ал-фадл (риба-излишек) имеет место при бартерном обмене одной партии одного и того же товара на другую, в неравной пропорции и не одновременно. В число таких товаров, согласно хадисам, входят: золото, серебро, пшеница, ячмень, финики, соль. Впоследствии, по мнению большинства правоведов, - любое несоответствие в количестве и качестве при обмене однородных товаров друг на друга.

n

В одном из хадисов, посвященных риба ал-фадл, говорится: «Обмен золота на золото – ростовщичество, если только (золото не передается из рук в руки в равных количествах), и обмен пшеницы на пшеницу – ростовщичество, если только (пшеница не передается из рук в руки в равных количествах), и обмен фиников на финики - ростовщичество, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и обмен ячменя на ячмень – ростовщичество, если только (ячмень не передается из рук в руки в равных количествах)».8

n

Кроме того, законы Шариата о торговле допускают обмен товарами только при соблюдении следующих условий:

nn
    nt
  • объем, количество, вес или мера должны быть известны,
  • nt
  • передавать товар при обмене нужно непосредственно в руки покупателя (например) если обменена лошадь, и она сбежала, сделка считается недействительной)
  • nt
  • товар, который предложен в обмен на другой, должен отличаться от последнего (бессмысленно менять одинаковые товары),
  • nt
  • товар, оставленный в качестве залога, не для замены другим товаром, без разрешения владельца продавать запрещается,
  • nt
  • товар разрешается передавать и для покрытия долгов или для расчета при оплате различных услуг (например, квартирант может передать владельцу дома в качестве квартирной платы ковер).9
  • n
n

Ряд видов бартерного обмена, характерные для доисламского рынка были специально запрещены Пророком Мухаммадом . Общим свойством для них является неточное определение обмениваемого товара. Из этого исламский закон разработал строгие правила относительно определения предмета и условий контракт. Примерами запрещенных контрактов являются:

nn
    nt
  • Музабана – обмен свежих на сухие так, что количество сухих фруктов измерено и взвешено, а количество обмениваемых свежих фруктов оценивается, когда они все еще находятся на дереве;
  • nt
  • Мухакаля – продажа зерна с несобранного урожая в обмен на равное количество собранно зерна. Запрет такого обмена является важным элементом при оценке гарара (двусмысленности);
  • nt
  • Мулямаса – исторический доисламский вид контракта, когда продажа считалась окончательной  бесповоротной после того, как покупатель и продавец символически притрагивался рукой к куску ткани;
  • nt
  • Мунабаза – исторический доисламский вид контракта, когда продажа считалась окончательной  бесповоротной после того, как покупатель и продавец символически бросали друг другу какой-либо кусок ткани. 
  • n
n

2) Денежный обмен, т.е. обмен с участием денег или торговля.

n

Шариат не рассматривает деньги как товар, который имеет цену. Деньги – это средства обмена, всеобщий универсальный эквивалент.

n

Торговля это законная деловая операция, одобренная и Кораном и Сунной. Аллаh сказал:

n

«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллаh милостив к вам».10

n

Пророк  сказал: «Лучший способ зарабатывать на жизнь – это работать своими руками и честная торговля». Люди нуждаются в товарах разного рода, но поскольку не могут производить их все сами, появляется необходимость обмена им между собой. Такой обмен может произойти только с взаимного согласия, а взаимное согласие на обмен товаров – это и есть контракт. Передача собственности на товары или на деньги может состояться только через торговый договор, или другими словами, коммерческий контракт. Человек, естественно, хочет, чтобы его имущество приносило финансовую прибыль. Торговля без процентов – это здравый способ достичь этой цели.

n

Скрупулезная и детальная разработка правил торгово-финансовых операций в Шариате свидетельствует о большом хозяйственно-экономическом значении торговли для мусульманского общества.

n

О тех, кто занимается торговыми делами, Шариат требует:

nn
    nt
  • Знать правила торговли;
  • nt
  • Не выделять мусульман среди покупателей;
  • nt
  • Не проявлять суровости в отношении цен на товары;
  • nt
  • Идти навстречу человеку, с которым заключена торговая сделка в случае, если тот передумает и обратится с просьбой аннулировать эту сделку.
  • n
n

 Коммерция прошла длительный путь развития. Финансирование в Исламе деятельности торговой компании (ширката) свидетельствует о том, что уже в период становления Шариата существовал сравнительно высокий уровень развития купеческого капитала.

nn

nn
nn
nn1. Р.Ибрахим «Ислам и бизнес» стр.29.  nn
n
nn2. Коран (смысл), Сура 57 аят 25nn
n
nn3. Г. Нуруллина. «Исламская этика бизнеса» Стр.31.nn
n
nn4. Коран (смысл), Сура 43, аят 32nn
n
nn5. Коран (смысл), Сура 70, аяты 24-25nn
n
nn6. Коран (смысл), Сура 59, аят 7nn
n
nn7. Сахих ал-Бухариnn
n
nn8. Сахих ал-Бухариnn
n
nn9. Каримов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – Спб.: ДИЛЯ, 2008.-512с. Стр. 272nn
n
n

10. Коран (смысл), Сура 4, Аят 29   

nn
n
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.