Экономические основы Ислама. Лекция № 2. Экономика как предмет (Часть 2, торговые сделки)


Экономические основы Ислама. Лекция № 2. Экономика как предмет (Часть 2, торговые сделки)

Автор: Насибуллов Артур

n

Некоторые правила ведения исламских торговых операций.

n

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Покупатель  и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли, сделка их будет благосклонной, если же они скрывали что-то и лгали друг другу, благо их сделки будет уничтожено».[1] Данный хадис устанавливает принцип свободы действия в торговых делах, поскольку в нем указывается, что каждый из участников торговой сделки волен заключить договор или отказаться от него до тех, пока он остается на месте заключения сделки, но после того, как стороны расстанутся друг с другом, сделка считается вступившей в силу и обязательной к исполнению. Иначе говоря, после этого стороны, заключившие ее, уже лишаются прав выбора, если не выяснится, что были нарушены какие-нибудь условия, или не обнаружатся скрытые недостатки, или не вскроется обман, или не возникнут трудности с определением цены товара и так далее. Смысл предоставления права свободы выбора состоит в том, что каждый участник имеет возможность принять решение, стоит ли заключать ту или иную сделку, или от нее следует отказаться. А потом сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллаh (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих) денег».[2]

n

Условия сделки купли – продажи:

nn
    nt
  • Изъявление обоюдного согласия;
  • nt
  • Совершеннолетие и здравость ума договаривающихся лиц;
  • nt
  • Право собственности на продаваемый предмет;
  • nt
  • Законность предмета торговли;
  • nt
  • Точное обозначение предмета, количества и качества товара;
  • nt
  • Точное определение цены;
  • nt
  • Передача проданного товара покупателю;
  • nt
  • Получение прибыли от продажи;
  • nt
  • Определение срока в том случае, если деньги за товар будут выплачены позже или если по условиям сделки поставки товара осуществляется не сразу, а через определенное время.
  • n
n

Торговая сделка между покупателем и продавцом закрепляется чтением формулы юридического акта (сига). Продающий говорит: «Продал товар на такую – то сумму». Покупатель отвечает: «Купил товар на такую – то сумму».

n

Перед человеком, решившим заняться торговлей, Шариат ставит следующие условия: он должен быть совершеннолетним, в здравом уме и не безрассудным; богатство свое он не должен тратить на безрассудные дела и должен иметь твердое намерение заняться торговым делом. В торговом деле нельзя шутить (например, шутя, заявить о продаже своего имущества). Шариат порицает насильственное привлечение человека к торговле. Вести торговые сделки с несовершеннолетними детьми Шариат запрещает даже в том случае, если родители этих детей дали на это свое согласие, но если несовершеннолетний окажется посредником между покупателем и продавцом (передаст деньги продавцу, от него получит товар и вручит его покупателю), против этого Шариат не возражает, но должна быть уверенность, что несовершеннолетний справиться с этим делом, потому что, в случае потери, денег или товара, несовершеннолетний и его родители не несут за это ответственность.[3]

n

 На мусульманском Востоке, как и в других странах мира, в торговых делах существенную роль играли посредники, перекупщики. Они, как правило, получают деньги за счет производителей продуктов и промышленных товаров. Особенно отличаются этим городские скупщики, покупающие товары или продукты по низкой цене и перепродающие их по завышенным ценам, получая большие прибыли. Хотя в правилах Шариата на этот счет нет конкретных указаний, но весь дух пропитан призывом, чтобы торговлей занимались сами производители, как можно меньше прибегая к услугам маклеров и скупщиков. Это объясняется тем, что шариатские законы только зафиксировали действительное отношение к этой категории людей со стороны масс, которые они всегда беззастенчиво обирали.

n

Несмотря на запреты Шариата, на мусульманском Востоке в торговых делах широко используется труд несовершеннолетних детей. Торговая профессия часто передается по наследству, и почти все члены отдельных семей занимаются торговлей. Несовершеннолетние дети торгуют вразнос мелкими галантерейными бакалейными товарами из лавок своих родителей, родственников или же доверивших им это занятие торговцев. Таких продавцов можно встретить всюду: на улицах, на рынках и т.д.

n

Справедливые мухтасибы по Шариату могут продать имущество несовершеннолетних детей, умалишенных и пропавших без вести. Но они не должны забывать, что в Коране и хадисах Мухаммада  сказано: «Не присваивай имущества сирот и умалишенных».

n

Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  запретил некоторые виды продаж, которые были распространены в его время. Целью такого запрета было облегчение совершения покупок для людей, сдерживания роста цен, а также недопущение мошенничеств в торговых сделках, которое могло бы вызвать вражду между людьми.

nn
    nt
  1. Он запретил, чтобы городские жители продавали товары жителей пустынь – даже от их имени. Мудрость этого запрета состояла в том, что городские продавцы могли бы выждать, пока у горожан не возникнет потребность в товаре и взвинтить цены. Анас ибн Малик передал: «Нам было запрещено продавать товары жителей пустынь, даже если они принадлежали родному брату».
  2. nt
  3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  запретил наджаш – хитрый трюк, когда человек продавца, прикидываясь покупателем, предлагает за него высокую цену при настоящем покупателе, хотя товар вовсе того не стоит;
  4. nt
  5. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  запретил выходить навстречу прибывающим караванам с целью покупки товаров, пока продавцы не узнали рыночные цены в городе.
  6. nt
  7. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  запретил мусульманам уговаривать покупателей  отказаться от покупки от других продавцов, а потом продавать им тот же товар. То есть, если кто-то покупает товар за 10 долларов, то мусульманин не имеет права говорить ему: «Я продам тебе то же самое за 7 долларов». Мусульмане также не имеют права уговаривать других отказаться от заключенного контракта, предлагая им более выгодные условия. Например, он не имеет права подойти к продавцу, продающему товар за 7 долларов и сказать ему: «Я буду покупать у тебя этот товар за 10 долларов». Ибн Умар сказал: «Не уговаривайте другого вернуть товар, купленный у другого продавца, чтобы продать ему свой товар. И не уговаривайте женщину, помолвленную с другим мужчиной, отказаться от помолвки, чтобы она стала помолвленной с вами, за исключением разрешения со стороны другого мужчины».
  8. nt
  9. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил продавать товары, которые могут быть использованы для совершения греха. Например: продажа виноградного сока человеку, который готовит из него вино, продажа оружия во время смут и общественной нестабильности, продажа домов или другого имущества, которые могут быть использованы для греховных поступков. Этот запрет основан на том допущении, что продающий знает о таких намерениях покупателя и имеет доказательства о них. Аллаh сказал: «О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаhа и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаhа, ведь Аллаh суров в наказании.».[4]
  10. nt
  11. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил продавать один долг за другой долг. То есть, нельзя переводить свой долг на человека, который должен вам.
  12. nt
  13. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил продавать товар, не получив его в свою собственность. Он сказал Хакиму ибн Хизаму: «Не продавайте то, что вы купили, пока не получили его».
  14. n
n

Одно из главных правил купли-продажи есть точное обозначение предмета продажи. Количество его должно быть исчислено, измерено или взвешено, а качество – определено и в подробностях обозначено. Поэтому будут недействительным договор о продаже целого амбара зерна или телеги сена, если не установлена точная масса продукта. Измерять или взвешивать товар – обязанность продавца. Если покупатель установит факт недостачи товара в количестве или  в массе, то он вправе расторгнуть договор и вернуть товар обратно либо потребовать возмещения ущерба.

n

Для продажи участка земли достаточно, даже если он и не был измерен, чтобы он был обнесен забором или какой- либо границей отделяющей его от собственности другого лица. При продаже дома участок, на котором он построен, и пристройки входят в предмет договора купли – продажи. В договоре о продаже недвижимости, во избежание споров и претензий, необходимо детально перечислить предметы, входящие в состав этой недвижимости. Если эти предметы не оговорены, то по умолчанию все они переходят в собственность покупателя, например, при продаже участка, садовые насаждения становятся владением покупателя.

n

При заключении договора о продаже, требуется указать сведения о качестве товара со всеми имеющимися изъянами. Продавец обязан сам указать покупателю недостатки товара, если они имеются, так же как и покупатель должен удостовериться в качестве покупаемого товара. Возможно первоначальное тестирование товара пробной партии перед покупкой основной.

n

Товар, выставленный на продажу, должен иметь потребительскую ценность или полезность. Поэтому Ислам запрещает продавать вредные для здоровья продукты, содержащие опасные примеси и химикаты,  также товары с истекшим сроком годности.

n

Исключительно важное место занимают в изучении торгово – финансовых сделок Ислама запреты, порицаемые и неодобряемые Шариатом установки. Изучение торговых запретов Ислама дает возможность понять характер торговых сделок и связанных с ними юридических норм Шариата на мусульманском Востоке, ибо некоторые запреты Шариата касаются также торговли между мусульманами и не мусульманами. Незнание этих законов может стать источником недоразумений и трудностей при заключении торговых договоров с мусульманскими партнерами.

n

*Правила оформления и аннулирования торговых сделок.[5]

n

Торговые сделки аннулируются при наличии 11 условий:

n

  Хияр аль-маджлис – право расторжения торговой сделки сторонами, пока они не покинули место, где сделка заключалась, т.е. разрешается аннулирование сделки, пока стороны не разошлись).

n

  Хияр аль-габн – в торговой сделке обнаружен обман (габн).

n

  Хияр аш-шарт – в торговой сделке имеется условие (шарт), что обе стороны (или одна) имеют право расторгнуть договор.

n

  Хияр ат-тадлис – при сделке допущена фальсификация (например, продавец или покупатель отдают свои товары по завышенной цене с целью повысить их привлекательность в глазах людей).

n

  Хияр ат-тахаллоф аш-шарт – при заключении торгового договора продавец или покупатель поставили какое-то условие, без выполнения которого сделка аннулируется.

n

  Хияр аль-эйб – право расторжения торговой сделки вследствие обнаружения недостатков (эйб) или недоброкачественности товара.

n

Хияр аш-ширкет – право расторжения торгового договора с торговой компанией. Аннулирование торговой сделки в случае, если обнаружено, что часть проданного товара принадлежит другому лицу, не согласному со сделкой. Тогда покупатель имеет право расторгнуть договор или же получить деньги за товар.

nn
    nt
  • Хияр ар-руят – договор по лицезрению. Здесь речь идет о следующем виде аннулирования торговой сделки. При заключении договора продавец описывает товар, который покупатель не видит сам. Затем обнаруживается, что описание не соответствует действительности. В таком случае клиент имеет право расторгнуть торговую сделку или потребовать замены купленного товара.
  • nt
  • Хияр ат-таахир – отсрочка вручения товара. Если покупатель заключил сделку с продавцом, по которой обязался взять у него товар за наличные деньги, но не представил их в течение трех дней, продавец имеет право расторгнуть сделку, поскольку покупатель не ставил условия об отсрочке платы за товар. В случае, если имеют дело со скоропортящимися продуктами, сделка может быть расторгнута и к концу первого дня.
  • nt
  • Хияр аль-хейван – расторжение торговой сделки по истечении трех дней, если вместо определенного животного продано или передано взамен другое животное.
  • nt
  • Хияр ат-таазур ат-таслим – право расторжения торговой сделки вследствие невозможности вручения товара покупателю (например, если проданная лошадь убежала).
  • n
n

Шариат не допускает произвольного аннулирования торговой сделки. Для этого должно быть основание. Причиной расторжения договора могут служить явные и скрытые дефекты товара. Например, если клиент обнаружит, что купленный им чай высшего сорта смешан с чаем низшего сорта. Но если покупатель, заметив явный дефект товара, сразу не потребует расторжения сделки, то потом он не имеет права поднимать вопрос о расторжении договора. Клиент может и не расторгать сделки, а потребовать за дефект товара определенную сумму.

n

В четырех случаях покупатель не имеет права поднимать вопрос о расторжении торгового договора вследствие некачественности купленного товара:

n

1. Если при покупке клиент знал о дефекте товара.

n

2. Если он заведомо согласился купить товар с дефектом.

n

3. Если при покупке товара покупатель заявил, что в случае обнаружения дефекта не будет предъявлять иск и требовать сумму за дефектность.

n

4. Если при продаже товара покупатель был поставлен в известность о данном дефекте. Но если он обнаружит другие дефекты товара, о которых не сообщил продавец, покупатель имеет право расторгнуть сделку или потребовать сумму за дефектность.

n

В трех случаях покупатель не имеет права или не может расторгнуть сделку, но имеет право требовать сумму за дефектность товара:

n

1) Если товар был использован после покупки.

n

2) Если клиент после заключения торгового соглашения аннулировал право возврата товара продавцу.

n

3) Если дефект товара был обнаружен после истечения срока торговой сделки.

n

Если кто-то передал свой товар другому с тем, чтобы тот продал его по определенной цене, он может предупредить последнего, что в случае продажи товара по вышеуказанной цене, излишек он может взять себе. Это правило шариата дает возможность обойти закон, по которому никто не имеет права присваивать каких-либо излишков от совершения торговых операций и все деньги должны принадлежать первому владельцу товара. Шариат сам подсказывает обход запрета, ибо предполагается, что никто не согласится даром продавать вещи, принадлежащие другому. Узаконение Шариатом такой практики способствовало возникновению в больших восточных городах особых групп людей – перекупщиков. В основном это относится к торговле сельскохозяйственными товарами. Во всех больших и малых мусульманских городах имеются частные лавки, торгующие сельскохозяйственными продуктами, владельцы которых являются постоянными покупателями для окрестных производителей сельскохозяйственной продукции (т.е. перекупщиками).

n

По правилам Шариата мясник не имеет права продавать мясо самки, смешанное с мясом самца, что связано с обычаями и традициями в отношении приготовления мясных блюд, согласно которым предпочтение отдается мясу самца. Нарушивший это правило совершает большой грех, и покупатель имеет право возвратить купленное мясо или потребовать заменить его.

n

В торговой системе Ислама преобладают индивидуальные и семейные торговые учреждения. Местные торговцы, которые мало занимаются ввозом и вывозом товаров из-за границы, как правило, объединяются на основе родственных связей. Поэтому на мусульманском Востоке прослойка торговцев состоит в основном из родственников, а профессия торговцев носит наследственный характер. Однако это не означает, что на мусульманском Востоке отсутствуют торговые компании. Такие компании существуют и называются ширкетами. Для образования ширкета компаньоны смешивают свои однородные товары так, что разделить их уже не представляется возможным. При создании такой компании объединяющиеся стороны читают уже упомянутую формулу юридического акта о торговой сделке – сига. Ни один из компаньонов не имеет права ставить условием присвоение себе большей прибыли, нежели остальным компаньонам, или сваливать убытки на другого. Но Шариат не запрещает на основе обоюдного согласия освобождать одного или двух компаньонов от ведения торговых дел или передавать кому-либо большие, чем остальным, доходы. Так что не все компаньоны обязаны заниматься куплей-продажей и доходы делятся по договоренности. Такая установка Шариата создает благоприятные возможности для более богатых и влиятельных компаньонов, которые используют свои капиталы для поддержания относительно менее богатых компаньонов.

n

Без согласия сторон ни один из компаньонов не имеет права покупать или продавать товары в кредит. За самостоятельное действие убыток несет тот, кто взялся за это дело. Если один из компаньонов умрет или станет умалишенным, до решения вопроса о выходе его из компании никто не имеет права распоряжаться общим товаром и доходом. В законах Шариата торговля рассматривается как один из основных источников дохода государства. Поэтому торговля всячески поощрялась верховными властями мусульманских государств. И не случайно еще на заре Ислама, когда была создана первая мусульманская община в Медине, вопросам торговли Мухаммед  уделял особое внимание. Сам Мухаммед  считал торговое дело священным и выгодным, поскольку он еще в молодости занимался им, поступив на службу, а затем и женившись на богатой купчихе – вдове Хадидже. Богатство и поддержка Хадиджы, а также выгодная торговля послужили материальной основой пророческой миссии Мухаммеда .

n

Скрупулезная и детальная разработка правил торгово-финансовых операций в шариате свидетельствует о большом хозяйственно-экономическом значении торговли для мусульманского общества. Торговое ремесло на мусульманском Востоке прошло длительный путь развития, разрывая рамки феодально-патриархальных и племенных разграничений. Финансирование же в исламе деятельности торговой компании-ширкета свидетельствует, что уже в период установления законов шариата существовал сравнительно высокий уровень развития купеческого капитала.

n

*Запрещенные виды товаров.[6]

n

Под запретом находится не только продажа товаров в чистом виде, но и производство, и оказание услуг по их продвижению на рынок.

nn
    nt
  • Алкогольная и табачная продукция, наркотики, а также все продукты и товары, наносящие вред здоровью человека, как физическому, так и моральному;
  • nt
  • Свинина и продукты, содержащие свинину, в том числе и свиной жир;
  • nt
  • Мясо животного, забитого не по правилам Шариата, мертвечина;
  • nt
  • Предметы языческого поклонения, амулеты, обереги и т.п;
  • nt
  • Собаки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  запретил брать деньги за собаку, и деньги, заработанные блудом, и деньги, получаемые прорицателем;[7]
  • nt
  • Семя животных. Это скорее услуга, так как запрещено брать деньги за спаривание; [8]
  • nt
  • Товары, находящиеся в общественной и государственной собственности;
  • n
n

Товары, полученные незаконным способом (грабежом, мошенничеством, воровством). Ислам запрещает мусульманину покупать товар, продукцию, добытую незаконным путем: кражей, выигрышем в азартную игру, ограблением, несправедливым ущемлением чьих – то прав. С точки зрения Шариата, это считается соучастием, пособничеством в преступлении, несправедливости и ущемлении прав людей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто купил украденное, и он знал, что это – украденное, тот соучаствует в грехе и позоре. Давность срока кражи не является оправданием для покупателя. Давность, с точки зрения Шариата, не превращает запретное в разрешенное, соответственно, право истинного владельца не отпадает за сроком давности и если кто-то купил такой товар, а потом узнал об этом, то он должен вернуть его настоящему владельцу. Если кто – то продал вещь, отнятую у другого владельца, выручку он должен вернуть владельцу. [9]

nn
    nt
  • Запрещена продажа смешанных товаров, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла смешанного с другим жиром);
  • nt
  • Запрещено также продавать вещи, испачканные нечистотами (под «нечистотами» понимаются «харам», в том числе и добавки, содержащие свиной жир). Если человек продает, например, запачканные нечистотами вещи, в которых покупатель собирается совершать молитву, он обязан сообщить об этом покупателю. Если с нечистотами смешано масло и отделить его невозможно, Шариат запрещает его продавать для приготовления пищи, но оно может продаваться как топливо. Во всех случаях продавец  должен предупредить покупателя о том, что товары «смешанные».
  • nt
  • Если ходовые лекарства или парфюмерные изделия привезены из немусульманских стран и неизвестно, использовались ли при их изготовлении «нечистоты», с точки зрения Шариата их купля-продажа допустима, но из предосторожности запрещено торговать животным маслом и жиром, купленным в не мусульманской стране  или у не мусульманина. Торговля ими допускается лишь в том случае, если масло или жир, купленные в немусульманских странах или у не мусульманина, извлечены из животного, зарезанного не по правилам Шариата. Если, например, лиса убита не по правилам Шариата, или умерла сама, купля – продажа ее шкурки запрещена.
  • nt
  • Купля -продажа мяса, жира, или кожи допустима, если они получены из рук мусульманина, но если мусульманин получил их из рук не мусульманина  и не знает, извлечены ли они из животного, зарезанного по правилам Шариата, торговать ими, с точки зрения Шариата, нельзя.
  • nt
  • Купля- продажа музыкальных инструментов, даже детских, запрещена;
  • nt
  • Запрещена купля- продажа статуй и памятников;
  • nt
  • Продажа некоторых товаров (мыла, например) с изображениями на них живых существ допустима, поскольку учитывается, что при пользовании ими изображение сотрется.
  • nt
  • Товары, находящиеся в пути.
  • nt
  • Запрещается перекупать товары, которые находятся еще в пути (при транспортировки) до определения цены и поступления на рынок. При Пророке  существовала традиция перекупки посредниками оптом продуктов сельского хозяйства у крестьян, а также товаров, доставляемых караванами, владельцы которых не успевали выставить их на городском рынке. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  запретил подобную практику, так как она приносила убыток деятельности крестьян и способствовало процветанию спекуляции.[10]
  • n
n

Шариат запрещает продавать товары в кредит без определения цены. Продавать товары в кредит по завышенной цене также не разрешается, но если продавец сам говорит, что продает товар по завышенной цене и при этом называет определенную цену, а покупатель соглашается купить товар по завышенной цене на таких условиях, сделка считается законной. Продажа чужого товара без разрешения владельца считается недействительной.

n

Совершать торговлю – обмен золота на золото, серебра на серебро допустимо, если обмениваемые товары имеют равный вес. Продажа – обмен неочищенного рудникового золота на чистое золото и неочищенного серебра на чистое серебро считается недействительной, хотя обмен неочищенного золота на чистое серебро и неочищенного серебра на чистое золото Шариат допускает. Шариат разрешает продавать имущество, сданное в аренду, но арендатор сохраняет право держать это имущество (мульк) до истечения срока аренды. Новый владелец может аннулировать торговую сделку, если срок аренды его не устраивает.

n

Не все, что продают бизнесмены – мусульмане, является дозволенным. Если им сказать, что они грешники или вовсе не имеют права называться мусульманами, то они принимают это как оскорбление, но в то же время  считают не оскорблением Ислама продажу харамных товаров,  свинины, алкогольных напитков, и др. Это все равно, что каждый день продавать по кусочкам свою веру и человеческое достоинство. Продавать обыкновенный товар (например, мясо) по завышенной цене только за то, что этот товар изготовлен с соблюдением исламских традиций – тоже харам.

n

*Запрет на сделки, связанные с неопределенностью (гарар).

nn
    nt
  • Незаконной считается продажа товаров, не поступивших еще в полное распоряжение владельца, ли товара, которого еще нет в наличии (например, не пойманная рыба, неубитая охотничья добыча, не созревший урожай, не родившиеся животное). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил торговые сделки, заключаемые посредством бросания камешков, а также неопределенные сделки. Он говорил: «Не покупайте рыбу в море, потому что в такой сделке есть неопределенность. Нельзя также продавать товар, которого нет в наличии, например Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  запретил продавать фрукты, которые еще не поспели, шерсть, которая находится на спине скотины, и молоко, которое находится еще в вымени верблюдицы.[11]. Подобные сделки несут риск для покупателя. Товар во время продажи или в срок, назначенный для передачи должен быть в наличии. Исключением являются операции под названием «салям»;
  • nt
  • Продажа товара без детальной спецификации (описания), например, продажа одежды без указания размера;
  • nt
  • Продажа товара неопределенного качества и без описания основных характеристик товара;
  • nt
  • Сделка без определения рыночной цены, например, продажа по текущей рыночной цене;
  • nt
  • Составление условий контракта с учетом неопределенного события в будущем, например, при условии появления поставщика сделка будет осуществлена;
  • nt
  • Продажа товаров с ложным описанием,
  • nt
  • Продажа товаров без предоставления возможности покупателю внимательно осмотреть товар,
  • nt
  • Продажа товаров, которые продавец не в состоянии доставить,
  • nt
  • Продажа известного или неизвестного товара по неизвестной цене, как например, продажа содержания запечатанного ящика.
  • n
n

Чтобы избежать гарара, договаривающиеся стороны должны удостовериться, что:

nn
    nt
  • Предмет продажи существует и готов к поставке, а цена на него точно установлена;
  • nt
  • Имеется характеристика и описание качества и количества товара;
  • nt
  • Определены условия, качество, количество и сроки поставки. 
  • n
n

*Запрет обмана во все его формах.

n

При продаже  нельзя давать клятвы, ложные обещания, расхваливать несуществующие качества товара. Если продавец сбывает свой товар с помощью ложных клятв, стремясь завысить цену, или же скрывает его недостатки, сделка, несмотря на получение от нее большой прибыли, будет лишена благословения Всевышнего. Это подтверждается словами Посланника Аллаhа : «Ложная клятва продавца способствует сбыту товара, но уничтожает благо сделки»[12].

n

Категорически запрещается преднамеренно обвешивать и обмеривать. Весы должны быть четко отрегулированы и точно указывать вес товара. Нельзя

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.