Задолженность перед партнерами: шариатский взгляд


Задолженность перед партнерами: шариатский взгляд

Автор: Шовхалов Шамиль

 

Для создания, функционирования и дальнейшего развития коммерческой организации необходимы финансовые ресурсы. Являясь основой при организации и развитии предприятия, финансовые ресурсы должны соответствовать шариатским нормам и принципам.

 

Финансовые ресурсы – это источники формирования и увеличения активов организации, которые по юридической принадлежности делятся на собственные и заемные.

 

Одним из таких источников является кредиторская задолженность.

 

Кредиторская задолженность – это задолженность физического или юридического лица перед другими лицами, возникающая при различии даты поступления товаров, выполнения работ или оказания услуг и даты их фактической оплаты. Данный источник финансирования активов является эффективным при условии отсутствия просроченной задолженности.

 

Шариат дозволяет использовать кредиторскую задолженность в качестве финансового ресурса. В Коране сказано (смысл): «О, вы, которые уверовали, когда берете в долг другу друга до оговоренного срока, записывайте это» (2:282). Согласно сборникам «Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари и «Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима Пророк Мухаммад сам брал в долг, также передается, что Пророк сказал: «Дважды предоставленный от мусульманина другому мусульманину долг подобен одной милостыне».

 

При этом кредиторская задолженность  является важной с точки зрения её погашения. В сборнике имама ат-Тирмизи передаются слова Пророка (смысл): «Душа человека, которая покидает тело, должна быть свободна от трёх вещей, чтобы войти в Рай: высокомерия, воровства трофеев и долга». Также есть следующие хадисы (смысл): «…Поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдает должное» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари); «Когда с одного из живших до вас потребовали отчёта после его смерти, то оказалось, что он не делал ничего благого, если не считать того, что, будучи состоятельным, он вёл дела с людьми и всегда приказывал прощать долги тем, кто испытывал затруднения, и Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Мы ведь обладаем большим правом на это, чем он, оставьте же его!"» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима).

 

Различают задолженность товарного характера (перед поставщиками и подрядчиками) и нетоварного характера (например, перед работниками). Умышленное невыполнение договорных условий в части своевременной оплаты любой из сторон считается запретным действием. В Коране сказано (смысл): «О, вы, которые уверовали, будьте верны в договорах!» (5:1). Пророк сказал (смысл): «Кто взял у людей имущество, желая вернуть его, за того вернёт Аллах. А кто взял у людей имущество, желая растратить его, того погубит Аллах» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари); «Какой бы человек ни взял в долг, решительно не намереваясь возвращать его хозяину, он предстанет перед Аллахом как вор» («Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи); «Душа человека остается прикрепленной к своему долгу до тех пор, пока он не будет возвращён» («Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи).

 

С другой стороны, в Шариате является желательным действием откладывать выплату задолженности. Например, в Коране сказано (смысл): «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится» (2:280), а в сборнике «Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима передано, что Пророк сказал (смысл): «Тот, кто хочет, чтобы Всевышний освободил его от трудностей Судного дня, пусть откладывает требование вернуть долг…».

 

Необходимо подчеркнуть, что помимо общепринятых условий такого договора, в Шариате недопустимо устанавливать цену за использование кредиторской задолженности. Соответственно, прописывать штрафные санкции за нарушение условий договора является запрещенным деянием. Это скорее вопрос этики взаимоотношений контрагентов.

 

Аналогичные условия предъявляются к задолженности перед персоналом предприятия. Пророк сказал (смысл): «Господь сказал: "В Судный День Я буду противником троих: …человека, нанявшего работника, потребовавшего от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему"» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари).

 

Таким образом, использование кредиторской задолженности возможно при соблюдении нескольких общих условий:

 

– привлечение должно быть связано с дозволенными по Шариату товарами и услугами;

 

– соблюдение условий заключаемых договоров;

 

– отсутствие штрафных санкций в договоре.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.