Экономические основы Ислама. Лекция №3. Исламская экономическая система и ее место в экономических системах


Экономические основы Ислама. Лекция №3. Исламская экономическая система и ее место в экономических системах

Автор: Насибуллов Артур


Экономическая система  - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества.


Как нам уже известно, в любой экономической системе, первичную роль играет производство, вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих факторов происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки, наряду с потоками товаров и услуг.


Важными элементами любой экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотивации, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни (экономические субъекты); конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.


Таким образом, в ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить). Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются:


  • · преобладающие формы и виды собственности, nt
  • · экономическая власть и способы ее осуществления, nt
  • · формы хозяйствования, nt
  • · место и роль рынка и рыночных отношений, n


характер государственного регулирования экономической жизни.


В мировой экономической литературе наибольшее распространение получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:


1. По форме собственности на средства производства.


2. По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.


Эти способы могут быть сведены в три основные группы:

1. Основанные на традициях и обычаях.

n

2. Основанные на командно-административных методах.

n

3. Основанные на рыночном механизме.

n

Различают различные виды экономических систем: капиталистическую, командно-административную, смешанную и другие. Однако, в данном курсе лекций на интересует исламская экономическая система, которую мы подробно рассмотрим.

n

Исламская экономическая система и ее место в экономических системах.

n

Ряд авторов склонен рассматривать исламскую экономику как альтернативу и экономике капиталистической (или, в терминологии мусульманских экономистов, традиционной, западной экономике), и экономике командно-административной (социалистической). Такие взгляды разделяло подавляющее большинство исследователей вплоть до середины 1990-х годов. В чем же заключается эта альтернатива?

n

Сторонники альтернативности подчеркивают, что в исламской экономической модели преодолеваются недостатки капиталистической и социалистической систем хозяйствования. Это выражается, в частности, в том, что в Исламе найдена золотая середина между абсолютизацией частной собственности при капитализме и ее практически полным отрицанием при социализме советского образца. Вернер Зомбарт полагал, что адекватными носителями капиталистического духа являются представители иудейской религии, а последователи Макса Вебера считали, что развитию капитализма в наибольшей степени способствовал протестантизм.

n

Мусульманские теоретики в ходе разработки концепции исламской экономики выделяют главные вопросы, которые касаются создание и распределения богатства, собственности, роли и задач исламских банков, ростовщичества (риба), а также способов преодоления экономической отсталости и бедности основной части его населения.

n

Видный мусульманский богослов Абу – Хамид аль Газали полагал: «Исламский строй – если его точно воссоздать, обеспечит высший уровень жизни для людей».[1]

n

По мнению авторов книги «Расчет закята в России по бухгалтерскому балансу»  Ковешниковой Г.Х. и Абубекерова Ш.М: «распределение богатства – один из самых важных вопросов, касающихся экономической жизни человека, которые явились толчком для глобальных изменений в сегодняшнем мире и оказали влияние на все сферы человеческой деятельности».[2]

n

Ислам рассматривает, как мы уже ранее отмечали, экономическую деятельность человека как похвальную, а иногда даже обязательную и необходимую. Несмотря на это, Ислам не считает экономическую деятельность главным смыслом, а экономический прогресс – основой человеческой жизни.

n

Глубокое, основное различие между Исламской и западной, материалистической экономикой заключается в том, что согласно западной экономической мысли – добывание средств к жизни – это главная проблема человека, а экономическое развитие – конечная цель человеческой жизни, в то время как, согласно исламской экономики, эти вещи могут быть необходимыми и обязательными, но не являются истинной целью. Согласно Корану, все средства к существованию являются не более чем этапами на пути человеческом, а его конечный пункт лежит за земными пределами. «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие!» [3].

n

Богатство во всевозможных формах является предметом, созданным Аллаhом, Его собственностью. Право собственности на вещи посылается Аллаhом. Все, что человек может  совершить, - это вложить свой труд в производственный процесс. Но только Аллаh, и никто другой, может сделать эту попытку плодотворной. Человек не может совершить больше, чем посеять семена, но вырастить росток из них и превратить их в растение – это работа уже не человека. В Священном Коране говорится: «Видели ли вы то, что вы сеете?  Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?»[4]. «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют? »[5].

n

 Все эти аяты проливают свет на ту фундаментальную точку зрения, что богатство является собственностью Аллаhа, и только Он наделяет человека правом пользоваться им. Таким образом, Аллаh может требовать, чтобы человек использовал это богатство в соответствии с Его заповедями.

n

Итак, человек имеет право собственности на вещи, которыми он пользуется, но это право не является абсолютным или безграничным, оно имеет пределы и запреты, предписанные Всевышним. Мы должны тратить его там, где Он предписывает, и воздерживаться от пользования там, где Он запрещает. «Посредством того, что Аллаh даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллаh сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллаh не любит распространяющих нечестие».[6]

n

Такой подход и отличает Исламскую точку зрения по вопросу собственности от капиталистической и социалистической.

n

Необходимо провести грань между Исламом, капитализмом и социализмом. Капитализм утверждает абсолютное и безусловное право на частную собственность, социализм полностью отрицает право на частную собственность, но истина лежит между этими двумя крайностями: Ислам допускает право на частную собственность, но не считает его абсолютным и безусловным правом, которое может причинить «порчу на земле».

n

1.2.1.      Ислам и социализм.

n

Различие между Исламским ведением хозяйства и социалистическим обозначается совершенно четко. Поскольку социализм не признает идеи частной собственности, богатство (блага) при социалистической системе хозяйствования распределяется только в форме заработной платы и платы за информацию. Согласно же принципам Аллаhа, все, что существует во Вселенной, является собственностью самого Всевышнего. Тогда, большая часть этого богатства отдается Им поровну всем людям. Это тепло, вода, земля, воздух, свет, места охоты, рыбной ловли, природные ресурсы, невозделанные земли и т.д. Все это является не собственностью отдельных людей, а общим достоянием. Каждому человеку даровано это богатство, и все имеют равные права на пользование им.

n

С другой стороны, в отдельных случаях, право на частную собственность, должно быть признано по той простой причине, что без этого невозможно создать действенную систему хозяйствования. Если будет принята социалистическая система, и весь капитал и вся земля полностью перейдут в руки государства, то конечный результат только один – ликвидируется большое количество собственников и огромные ресурсы всенародного богатства будут отданы в распоряжение одного крупнейшего капиталиста – государства, которое сможет распоряжаться им совершенно произвольно. Социализм, таким образом, ведет к наихудшей форма концентрации богатства. Более того, он порождает и другое большое зло: лишает человека естественного права на личный выбор труда и контроль. Принуждение и сила становятся необходимыми факторами при его использовании, а это наносит вред, как его эффективности, так и психическому состоянию людей. Все это подтверждает, что социалистическая система враждебна двум из трех целей Исламской системы распределения богатства, а именно – установлению естественной системы хозяйства и обеспечению каждому того, что по праву принадлежит ему.

n

Ислам признает право частной собственности. Это касается тех вещей, которые не являются общим достоянием. Ислам дал определенный статус капиталу и земле и в то же время применил естественный закон спроса и предложения. Ислам распределяет богатство не только в форме заработной платы и платы за информационный фактор, как при социализме, но также в форме прибыли и ренты. В то же время, Ислам наложил запрет на такую экономическую категорию, как проценты, и составил список людей, имеющих вторичное право на богатство. Он искоренил огромное зло накопительства, характерное для капитализма, зло, от которого социализм обещал избавиться.

n

Такие важные постулаты исламской системы, как отрицание ростовщичества, социальная направленность и др. вполне вписывались в социалистическую экономику. В свое время, основатель движения «Братьев – мусульман» Хасан ал-Банна упрекал своих единоверцев в том, что в самой атеистической стране мира - СССР – решили проблему ростовщичества и приняли ряд законов, направленных на защиту трудящихся, а мусульмане так и не могут решить важные социальные проблемы.[7]

n

1.2.2.      Ислам и капитализм.

n

Разнообразие форм собственности, способствующих конкуренции, не противоречат исламской концепции хозяйствования, что подразумевает определенную внешнюю схожесть данной системы хозяйствовании с капиталистической.

n

Однако, важно четко понимать различие между Исламской и капиталистической системами на распределение богатства.

n

При капиталистической системе, самая важная черта предпринимательства заключается в риске. С капиталистической точки зрения «прибыль» - это своего рода вознаграждение за смелость вступления в коммерческое предприятие, в котором он один должен будет вынести тяжесть возможного убытка, в то время как остальные четыре фактора производства не могут потерпеть убыток: капитал получит обусловленные проценты, земля – ренту, труд – заработную плату и информационный фактор – плату за информацию. С Исламской точки зрения, подобному риску в действительности подвергается сам капитал: другими словами, человек, желающий вложить деньги в деловое предприятие, должен рисковать.

n

В случае, когда, один человек дает в долг свой капитал, а другой вкладывает свой труд, если предприятие терпит убыток, то теряет только тот, кто вкладывает труд, тогда как в любом случае – и при прибыли и при убытке – проценты нарастают на капитал. Ислам запретил эту форму капиталовложению, ввиду ее несправедливости и принципа концентрации богатства, против которой имеются категорические запреты в Исламе.

n

Аллаh не прощает даже самый маленький процент, а отказ от процентов подразумевает, что кредитор получает только свой капитал. Ислам считает любую долю процентов непозволительной. Таким образом, в Исламской системе хозяйствования, если возникает необходимость использования заемного капитала, необходимо руководствоваться принятием решения: вложение денежных средств, для получения прибыли, либо просто оказать финансовую помощь бизнесмену. В первом случае, кредитор должен нести ответственность  и убыток: если предприятие получит прибыль, то и ему достанется его доля, если – убыток, то он должен разделить его тоже. Во втором случае, он должен забыть о претензии на прибыль. Ислам считает, что несправедливо устанавливать проценты и перекладывать тяжесть возможного убытка лишь  на должника. В соответствии с Исламом, ответственность за риск убытка ложиться на капитал. Человек, вкладывающий капитал в деловое предприятие, должен рисковать. В то время, как при капитализме, рискует предпринимательство, Ислам считает риск главной чертой капитала. Таким образом, в Исламской системе хозяйствования капитал и предпринимательство становятся одним и тем же, и при распределении благ (богатства) они получают прибыль, а не процент.

n

Таким образом, можно сделать выводы  и определить Исламскую экономическую систему, как альтернативу и экономике капиталистической (или, в терминологии мусульманских экономистов, традиционной, западной экономике), и экономике командно-административной (социалистической). Такие взгляды разделяет подавляющее большинство. Сторонники альтернативности подчеркивают, что в исламской экономической модели преодолеваются недостатки капиталистической и социалистической систем хозяйствования. Это выражается, в частности, в том, что в Исламе найдена золотая середина между абсолютизацией частной собственности при капитализме и ее практически полным отрицанием при социализме советского образца

n

Конечно, тезис об абсолютизации собственности при капитализме по сравнению с отношением к ней в Исламе не вполне верен. Действительно, в Исламе господствует идея наместничества: все блага в этом мире принадлежат Аллаhу, а человек является лишь доверительным управляющим находящегося в его руках ресурса, в том числе интеллектуального. Но здесь речь идет об отношениях человека и Бога. В отношениях же между людьми право собственности охраняется не менее, а, пожалуй, даже более строго, чем на Западе: как известно, за преступление, квалифицируемое как кража (сарика), по мусульманскому праву предусмотрено наказание в виде ампутации кисти руки.

n

Вместе с тем было бы неверно утверждать, что Исламская экономическая система ничем или мало чем отличается от капиталистической экономики на том лишь основании, что в Исламе, пусть и не в столь абсолютизированном виде, как при капитализме, признается и охраняется частная собственность. То же самое можно сказать и о рынке, присущем как капитализму, так и исламскому способу хозяйствования.

n

Общеизвестно, что частная собственность и рынок существовали и до капитализма. Другое дело, что при капитализме они получают наибольшее развитие. Капитализм как раз и представляет собой систему, которая основана на определенном типе частной собственности, на определенном типе отношений собственника и наемного работника.

n

Таким образом, несмотря на некоторые формальные сходства, Исламская экономика отнюдь не тождественна капиталистической. Правильнее было бы говорить о том, что альтернативность Исламской экономической системы не исключает наличия у нее общих черт не только с капиталистической, но и с социалистической экономикой, т.е она является «смешанной».

n

В отличие от капитализма и социализма, исламская экономическая система - это изначально транснациональное явление, не имеющее постоянной "прописки" ни в одном государстве. Любые географические привязки к ней неприменимы.

n

Итак, исламскую экономическую систему можно охарактеризовать как систему хозяйствования, базовые принципы которой не противоречат некоторым социалистическим и капиталистическим методам ведения хозяйства на определенных этапах развития социализма и капитализма соответственно. В конце концов, начиная с 1940-х годов капитализм, как и социализм, претерпел существенные изменения, которые были спровоцированы социальными реформами в Советском Союзе, ростом рабочего движения, возрастанием влияния коммунистических партий в годы Второй мировой войны. В большинстве западных стран была проведена широкомасштабная национализация, введено общедоступное образование, реформирована система здравоохранения и т. д.

n

По мнению ряда мусульманских исследователей, в исламской "смешанной" экономике преодолены многие недостатки, присущие социалистической и капиталистической системам, а также созданным на их основе экономическим моделям.

nn

nn
nn
nn[1] Абу Хамид аль – Газали / цит. По:Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ионовой. М., 1985nn
n
nn[2] Ковешникова Г.Х. Абубекеров Ш.М. Расчет закята в России. ОАО ПИК «Идел-Пресс» 2008гnn
n
nn[3] Коран, Сура 28, аят 77nn
n
nn[4] Коран, Сура 56, аяты 63-64nn
n
nn[5] Коран, Сура 36, аят 71nn
n
nn[6] Коран, сура 28, аят77nn
n
nn[7] Раджбадинов М.З. Умеренный исламизм в Египте. На примере деятельности организации «Братья – мусульмане». – М., 2006. – С.153nn
n
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.