Какие условия игры делают ее азартной?


Какие условия игры делают ее азартной?

Вопрос:

Ассаламу алейкум. Какие условия игры делают ее азартной? (Россия)

 

Ответ:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллах.

Если две стороны договорятся до игры, что проигравший должен будет что-либо подарить победителю, тогда это не разрешено, так как считается азартной игрой. Также запрещено принимать участие, если дарение призов в подобных случаях стало обычной практикой, то есть без договоренности подарки являются обязательным условием, а победители рассчитывают получить их. Если же кто-то выиграл такой приз, он должен возвратить его владельцу. Если вычислить хозяина не удастся, нужно отдать подарок бедным или нуждающимся.


При этом если одна сторона предложит двум или нескольким сторонам посоревноваться между собой и предлагает приз победителю, при этом соревнующиеся стороны не скидываются на подарок, то в данном случае разрешено получить подарок от третьей стороны-организатора («Рад аль-мухтар», том 6, стр. 753). Например, учитель дает задание двум ученикам, чтобы выявить, кто лучше справится с заданием, и наградить его призом. Такие виды подарков разрешены, к тому же они поощряют учеников и усиливают их интерес к учебе.

 

Все меняется, если одна сторона говорит другой: «Если вы нас победите, мы вам дадим подарок, но если мы станем победителями, вы нам ничего не должны». В данной ситуации, обязательство исходит только от одной стороны, и поэтому это разрешено.

 

Также когда две стороны договариваются, что проигравший должен предложить подарки победителю, а третья сторона вступает в игру и говорит: «Если мы выиграем, две первые стороны должны нам подарить призы, но если мы проиграем, мы не обязаны ничего дарить ни одной из этих сторон», - тогда такая схема игры разрешена. И если какая-нибудь из первых двух сторон выиграет, то ей дозволено принять подарки от проигравшей стороны.

 

Например, Зайд и Умар хотят посоревноваться друг с другом. Они решают, что проигравший наградит победителя, независимо от того, кто из них может оказаться проигравшим. Данное действие не разрешено, пока в игру не вступит Бакар и не скажет: «Если я проиграю, я ничего вам не дам, но если я выиграю, вы оба должны меня наградить». Если же выиграет Умар, то изначально он не мог принять подарок Зайда, но когда в игру вступила третья сторона, он может принять подарок от него. Если же выиграет Зайд, Умар согласно договоренности наградит Зайда. В обоих примерах Бакар оказался проигравшим (не важно, был ли он вторым или третьим), но он не обязан никому ничего дарить. Если же Бакар выиграет, Зайд и Умар его наградят. Все это разрешено.

Аллах знает лучше.

 

Муфтий Исмаил Десаи

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.