Экономические основы Ислама. Лекция № 4. Экономические модели в рамках экономических систем


Экономические основы Ислама. Лекция № 4. Экономические модели в рамках экономических систем

Автор: Насибуллов Артур

n

Масштабные различия в структуре собственности, роли государства в экономике, объеме и структуре финансового рынка, присущие различным экономикам или несопоставимость рынков объясняется различиями в экономическом поведении населения, основанном на национальном характере, религии, традициях, культурной среды бизнеса, которая включает в себя[1]:

n

Право – отражает систему законодательства той или иной страны, в которой закрепляются основные ценности, принципы, нормы. Изучение законодательной базы способствует эффективному в  едению бизнеса в различны странах, пониманию их традиций и ценностей.

n

Политика – представляет собой совокупность внутренней и внешней политики страны во всех отраслях, включая экономику и культуру. От политической стабильности или нестабильности выбранного курса, климата для ведения отечественного и международного бизнеса зависит успех деятельности предпринимателей и бизнесменов.

n

Религия – представляет собой мировоззрение и мироощущение, отражая поиски идеальной жизни и, вбирает  в себя как взгляд на мир, на истинные ценности, так и отправление религиозных обрядов. В мире существует много религий ценности и предписания, которых в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом, их этические ориентиры в частной, а также предпринимательской сфере.

n

Технология – охватывает область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня другого государства в широком смысле слова позволяет получить информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развития его инфраструктуры (транспорта, энергетики, телекоммуникаций и т.д.), а также о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей у населения».

n

Социальная организация общества – представляет собой различного рода взаимоотношения, взаимодействия между социальными группами и отдельными индивидами общества.

n

Образование – показывает уровень грамотности населения страны, его профессиональную подготовленность к техническому и экономическому и экономическому сотрудничеству, партнерству и т.п., чтобы обоснованно и эффективно налаживать производственно – коммерческие и научные связи.

n

Ценности и отношения – являются важнейшей составляющей частью организационной культуры экономической системы, характеризующей целевые основы философии ее существования и развития, что является необходимым условием формирования эффективной системы организации международных коммуникаций.

n

Язык – является основой формирования человеческих групп и представляет собой средство выражения мыслей и чувств, а также выполняет функцию средства коммуникации.

n

Таким образом, структура собственности в стране, роль, объемы и структура рынка в значительной степени определяются влиянием религиозного и социокультурного фактора, как, например, степень индивидуализма, закладываемая религией, философия активности/пассивности, одобрение религией деятельности, приносящей прибыль, степень иерархичности, степень личной свободы, цели, которые ставятся перед человеком в жизни и т.д. Современные экономические системы представляют собой смешанные образования. Рынок тесно взаимодействует с государством. В разных странах сложились свои модели смешанной экономики.

n

Рассмотрим краткие характеристики особенностей различных моделей экономического развития, которые сложились под влиянием тех или иных национальных, культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу исторических или географических предпосылок.

n

4.3.1. Американская модель.

n

Это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

n

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, развитости института различных форм собственности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

n

В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

n

4.3.2. Шведская модель. 

n

Это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

n

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (НИОКР, транспорт и т.д.) — на государство.

n

4.3.3. Японская модель. 

n

Это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

n

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

n

Активная роль государства, направленная на создание такой хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.

n

Стремление к иерархичности, традиция верности лицам, стоящим на высшей ступени власти, ограниченная трудовая мобильность (система пожизненного найма), стремление к продвижению по вертикали, внутри компании, а не по горизонтали (свободные профессии), меньшая приверженность риску. Готовность быть опекаемым. Предпочтение руководством компаний интересов персонала интересам акционеров («корпорация – сообщество», «корпорация – семья», сохранения занятости и оплаты труда в ущерб дивидендам. Значительные социальные выплаты, системы оплаты труда, в которой ее размер увеличивается с возрастом работника).

n

Выраженный коллективизм, подчинение более общественному, чем индивидуальному, склонность к самоограничениям (этика «честной бедности», самопожертвование во имя дела); высокая норма сбережений населения и практицизм. Значительная степень влияния национальных традиций.

n

Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего, своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий – повысить эффективность работы предприятии в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимилизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах. Приведены шесть характерных признаков японского управления. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

n

4.3.4. Южнокорейская модель. 

n

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики.

n

Однако, южнокорейская модель имеет и свои специфические элементы. Некоторые из них использовались в японской модели. Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений, южнокорейское государство целенаправленно содействовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово- промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству, способствуя тем самым созданию в сжатые сроки среднего класса. Четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что также способствовало формированию развитой рыночной экономики.

n

4.3.5. Социальное рыночное хозяйство Германии. 

n

Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

n

Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

n

Пятое расширение ЕС имеет серьезные социально-экономические последствия, и не только для вновь вступивших государств. Оно влечет за собой важные изменения в характере экономических связей и развитии хозяйственных комплексов на всем европейском пространстве, во-первых значительно увеличивая экономическую мощь ЕС и повышая его вес на мировом рынке; во-вторых способствуя укреплению конкурентоспособности в мире за счет динамично развивающихся экономик новых стран-членов ЕС и увеличению торговых потоков со странами ЦВЕ. Объединенная Германия как один из главных локомотивов европейской интеграции интенсивно участвует в углублении и расширении этого процесса. Для нее открывается перспектива расширения гарантированных рынков сбыта товаров и осуществления прямых инвестиций, использования более дешевой рабочей силы. Рассмотрены внешнеэкономические связи Германии с регионом ЦВЕ, ее инвестиционная активность. Анализируется: влияние миграции из стран ЦВЕ на германский рынок труда; риски и шансы для немецких фермеров.

n

4.3.6. Российская модель.

n

В социально-экономическом плане, Россия выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. Огромная роль государства как регулятора экономики. Склонность населения к государственной социальной защите и общественным формам присвоения: бесплатная медицина, образование. Это ведет к сохранению значительной роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной среде. Духовенство благословляет мирскую жизнь, но не формализует ее, жестокая норма отсутствует. Правовые вопросы отданы в ведение государства. Экономическая самостоятельность и свобода являются второстепенными по отношению к задачам спасения. Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях. Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, прежде всего на землю, и отсутствию «хозяина» на земле. Преобладанию финансового капитала над промышленным. Отсутствие автономного от государства гражданского общества. Формирование финансово – промышленных групп выступает как компромисс между различными видами капитала.

n

4.3.7. Англосаксонская модель. 

n

В основе данной модели лежат традиции «протестантского» капитализма. Активное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, сбережение и приумножение средств как жизненная необходимость. Инвестора отличает более отчетливая приверженность риску, больший экономический индивидуализм, меньшая подконтрольность государству крупными компаниями.

n

Человек обязан прикладывать все усилия для выполнения своих ежедневных, в том числе, профессиональных обязанностей. В этой связи, зарабатывание денег в рамках, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, является результатом и выражением добродетели и умения в выполнении призвания.

n

Рассмотрев, ряд экономических моделей в рамках систем, перейдем к общей характеристике, так называемой исламской модели, которой уделим значительно больший объем внимания, так как именно данная модель для нас предоставляет наибольший интерес и является объектом исследования.

n

4.3.8. Итальянская модель. 

n

Если спросить экономистов “Siena University”, в чем причины неудач экономики Италии за последние десять- двадцать лет, ответ будет прост и лаконичен: в этом виновата семья. Она виновата, что большинство итальянских компаний являются небольшими частными предприятиями; она не дает возможность продвижению женщин в бизнесе, и именно семья ответственна за низкую мобильность рабочей силы. По словам ОЭСР, Италия, прежде всего, страдает от зарегулированности своей экономики. Например, энергетический рынок требует большей либерализации, чтобы лучше соответствовать нормам Европы; а цена на энергетику чересчур высока. Правительство остается единственным крупнейшим акционером в компании “ENI”, крупнейшей нефтяной компании и “Enel” крупной электрической фирмы. Большим препятствием для инвестиций также является и корпоративное руководство, которое далеко от прозрачности, что, кстати, мешает успешной работе и самих компаний. На протяжении многих лет, крупные фирмы контролировались лишь небольшими группами акционеров, даже зачастую через серию различных холдинговых компаний, при полном игнорировании интересов мелких акционеров. Финансы – решающая область экономики – являются другой очередной головной болью Италии. За последние 15 лет банки изменились. Отрасль, которая на протяжении многих лет была государственной и фрагментированной, сейчас на 90% приватизирована. Несколько банков занимают самые высокие рейтинги: “Banca Intesa”, “Unicredit”. И самой главной общей проблемой является то, что Италия страдает от распространенных настроений в стране, направленный против бизнеса и потребителя. Итальянцы могли бы быть более предприимчивыми, но две послевоенные политические партии, христианские демократы и коммунисты, рассматриваются как либеральные. К тому же, Католическая Церковь, которая имеет огромное влияние на население, также надменно относится к прибыли. Но в любом случае, многие бизнесмены в Италии делают все возможное для расширения своих деловых связей.

n

4.3.9. Иранская модель. 

n

Экономика Ирана относится к индустриально-аграрному типу. В 1996/97 финансовом году (начинается 21 марта) промышленные отрасли (включая нефтедобывающую) произвели более 36,0% валового внутреннего продукта (ВВП). Доля сельского хозяйства составила 20%, а сектора услуг – 44%. Ведущее место в иранской экономике занимает государственный сектор, основу которого составляют топливно-энергетический комплекс, крупное производство в базисных отраслях промышленности и транспорта, банковская и страховая система, а также сеть распределительных пунктов в розничной торговле. Правительство Ирана в настоящее время ведет интенсивную работу по усовершенствованию законодательства в области налогообложения, деятельности государственных предприятий, проведения приватизации, стимулирования не нефтяного экспорта и привлечения иностранного капитала. Рациональные изменения в государственном регулировании несомненно окажут благоприятное влияние на структурную реорганизацию иранской экономики в интересах ее стабильного роста.

nn
nn
nn
nn[1] Г. Нуруллина., Исламская этика бизнеса.М:.УММА 2004г. с.111. Стр14.nn
n
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.