Экономические основы Ислама. Лекция 5. Понятие, сущность и структура исламской экономической модели


Экономические основы Ислама. Лекция 5. Понятие, сущность и структура исламской экономической модели

Автор: Насибуллов Артур

n

Основная причина возникновения исламской экономики заключается, прежде всего, в том, что христианство и иудаизм, пусть и в меньшей степени, чем христианство, никогда де-факто не были всеобъемлющем образом жизни для большинства их последователей в отличие от Ислама. Отношения человека с Богом в христианстве, как правило, ограничивалось стенами церкви. Вне этих стен, прихожанин волен вести светский образ жизни без оглядки на религиозные запреты, в том числе и в экономической жизни. То же самое произошло в иудаизме. В идеале, все иудеи обязаны изучать Тору. Но если у человека нет такой возможности, то ему необходимо материально помочь тем, кто посвятил себя этому важному занятию. Происходит передача полномочий определенной группе людей, которым необходимо оказывать поддержку за их богоугодную деятельность.

n

Исламская концепция, без детального рассмотрения которой невозможно, создать полное представление о понятии исламской экономики, исходит из того, что этические и экономические стороны человеческого поведения неразрывно связаны между собой. Поэтому «исламскую экономику» можно определить как реализацию исламских этико-ценностных  установок в экономической жизни человека и общества.

n

Ислам в несравненно большей степени, чем другие религии играет роль не только мировоззренческую, но и является универсальным источником регулирования быта, общественной жизни, общественного производства, распределения, обмена и потребления (см. Лекцию №2).

n

В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических, нравственных ценностей перед материальными, экономическими благами, а Священный Коран отличается от других боговдохновенных текстов тем, что в нем содержится не повествование от третьих лиц, а непосредственно слова Бога, обращенные к человечеству.

n

Ислам это не просто система верований, а целостная система ценностей, образ жизни, вовлекающий всю сущность человека. Он не отделяет то, что относится к "религии", например, акты поклонения, от относящегося ко взаимоотношениям между людьми и мирской или "повседневной" жизни. Вследствие этого в личности мусульманина нет раздвоения, связанного с разделением жизни на различные составляющие и приложением к различным ее частям разных правил и критериев. Всеми аспектами жизни управляет одна и та же Божественная воля, одни и те же данные Богом законы и нормы, и все действия человека, если они совершаются с искренним намерением угодить Всевышнему путем соблюдения Его предписаний, расцениваются  Исламом как поклонение в широком смысле этого слова.

n

Ислам не является также неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь простой просьбой к людям быть добрыми, хорошими и морально устойчивым. Он ясен и однозначен в отношении всего, что является запретным (харам), равно как и всего, что является обязательным (фард). Разрешенные вещи (халяль) оцениваются, исходя из определенных критериев, таких как "похвальное" (мунтахаб), "порицаемое" (макрух) и "нейтральное". В своем поведении, мусульманин, прежде всего, руководствуется Священным Кораном, а также примером и практикой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (Сунна), где описано то, что он делал сам, рекомендовал или поощрял в других, и хадисы, в котором записаны его высказывания. Мусульманин поэтому точно знает, является то или иное поведение хорошим или плохим. Если оно плохо, оно однозначно запрещено Кораном или Хадисом; в противном же случае, если ни в первом, ни в последнем не содержится соответствующего запрета, то это не потому, что Всевышний забыл об этом. Это потому, что Он не пожелал его запрещать.

n

Коран для мусульман является также источником их морально-нравственного поведения в различных сферах общественной жизни, включая, экономическую. Принципы, управляющие моралью и поведением в Исламе, могут быть определены следующим образом. Во-первых, разрешено все, кроме того, что Законодатель, Сам Всевышний, однозначно запретил либо в Коране, либо в Сунне Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), являющейся практической интерпретацией Корана. Ни один человек не вправе что-либо разрешать или запрещать, поскольку такое право принадлежит Одному лишь Всевышнему. Соответственно попытка сделать запретным разрешенное и, наоборот, равносильна ширку, то есть приписыванию божественности чему-то, кроме Алааhа, поскольку власть и право узаконивать мораль и поведение принадлежат одному лишь Аллаhу.

n

Ислам – это больше чем вера. В нем соединяются как экономическая, так и политическая система управления государством, так и образ жизни каждого члена общества. Экономические отношения регулируются моральными нормами и инструментами, которые направлены на развитие экономики, оптимальное использование ресурсов, защиту человеческих прав. Известный востоковед В. В. Бартольд в свое время точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требование своей религии (веры), должен забыть себя ради Бога и ближнего: от мусульманина его закон требует, чтобы он среди свои дел не забывал ни Бога, ни ближнего, совершал в положенное время обряды и отдавал часть своего имуществ в пользу бедных».

n

Законы, данные Богом человеку как руководящие начала на его жизненном пути, являются моральными и духовными принципами, столь же жизненными и обязующими и столь же неизбежно действующими, сколь и естественные законы, установленные им для физического мира. И Божьи законы, будь то предназначенные для человека или для остального мира, не являются произвольными или относительными, они есть результат Его бесконечного знания того, что является благом для Его творений. Поистине, Он запретил лишь то, что вредно или нежелательно для людей. Поэтому фундаментальный принцип, управляющий исламским правом, заключается в том, что все, что во благо, разрешено, а все, что приносит человеку вред, то есть либо ведет к его деградации, либо унижает его человеческое достоинство, причиняет ущерб его телу, разуму или душе или идет во вред его обществу, запрещено. Только лишь Всевышний может обладать столь всеобъемлющей мудростью, чтобы в абсолютном смысле знать, что благотворно, а что вредно для жизни отдельного человека и общества, в то время как люди, даже наиболее мудрые и лучшие среди них, ограничены в своем человеческом понимании и представлении. В любом случае, если что-либо запрещено, среди разрешенных вещей можно найти множество безвредных и благотворных альтернатив этому, что, в свою очередь, позволяет людям удовлетворять свои нужды и желания, не прибегая к нечистому, пагубному или вредному.

n

Каковы же в точности исламские учения о морали и поведении? Во многих отношениях они схожи с учениями Иудаизма и Христианства, чего вполне можно было ожидать, помня о том, что послания, принесенные Моисеем, Иисусом, Мухаммедом и всеми другими пророками (мир им всем), упомянутыми в Коране как муслимы, то есть покорные Богу, по сути дела представляли собой одно и то же - послания о подчинении Божьей воле и Его учению. Но исламские учения, как мы увидим, идут намного дальше, охватывая всю жизнь человека, как индивидуальную, так и коллективную, во всех ее аспектах - личных, общественных, политических, экономических и духовных - и равно служа нуждам его тела, разума и души. Они охватывают обязательства человека перед самим собой, перед Всевышним и перед другими людьми. Во многих отношениях исламские учения также более ясны и точны. Вместо простого установления общих принципов, таких как "будь добрым" или "будь честным", в Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ясно показано, что на практике означает быть добрым и честным, то есть, приведена фактическая информация о действиях и поступках в самых разнообразных ситуациях, воплощающих добродетели, внушаемые Исламом мусульманину.

n

В арабском языке понятие этики выражено как «ахлак», что в переводе означает «мотивация, поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, поэтому мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни. Такое стимулирование происходит как посредством внутреннего убеждения, так и с помощью обрядов. Цель состоит в том, чтобы каждый человек имел постоянное намерение к духовному совершенствованию и стремился к обретению милости Аллаhа, подчиняясь его наказам.

n

Наконец, этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Нравственная сторона жизни строится на осознании и вере в божественную справедливость, проявление которой неминуемо, в результате чего, каждого ожидает либо наказание за бесчестие и произвол, либо вознаграждение за праведность и благородство.

n

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества.

n

Исламская концепция этики предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве: мусульман друг перед другом; всех перед законом и правосудием; мужчины и женщины перед Всевышним Аллаhом; социальной ответственности.

n

Благие намерения не являются оправданием для незаконных деяний и благоприятный исход не оправдывает в Исламе дурных средств. А то, что запретно, запретно для всех, безотносительно к полу, положению, богатству и всему прочему, поскольку в Исламе нет вещей, запрещенных простым гражданам, но разрешенных "особым" людям, или разрешенных мужчинам, но запрещенных женщинам; глава государства, самый выдающийся религиозный ученый, последний нищий, всякий мужчина, равно как и всякая женщина, являются субъектами одних и тех же законов.

n

Ислам провозглашает, что учение, содержащееся в Коране, является окончательным, неизменным и обязательным для всех людей, где и когда бы они ни жили после его ниспослания. Следовательно, безотносительно к тому, сколько прошло времени и насколько сильно изменились привычки и образ жизни людей, принципы Ислама - его нормы, ценности и предписания - неизменны, какими бы ни были преобладающие в обществе ценности или мнение большинства. В Исламе мнение большинства и людские желания никогда не способны изменить Божественные принципы права, сделать правое неправым и наоборот, поскольку это есть прерогатива Одного лишь Бога. Это, конечно, ни в коем случае, не означает, что Ислам против перемен и желает статичного общества, а лишь то, что его законы, управляющие человеческим поведением, являют собой вечные и неизменные духовные принципы, согласно которым человек обязан строить свою жизнь; будучи таковыми, они не привязаны к конкретному времени и не подлежат изменению.

n

Таким образом, несмотря на то, что с течением времени стиль жизни и привычки людей могут, естественно, значительно изменяться, принципы и законы Ислама не могут быть изменены, "модернизированы", "реформированы" или каким-либо другим способом "подделаны" под людские желания, поскольку они исходят от Господа людей не для их удовольствия или удобства, а для их неизменного благополучия и высшего блага.

n

В чем исламские учения действительно преуспели, так это в том, чтобы сделать человека цельным, единым существом, придавая его жизни форму и направленность, которые пожелал для них Создатель. Коран говорит нам, что хотя человек и был сотворен наилучшим образом и по своему характеру он стоит даже выше ангелов, для реализации этого потенциала он должен следовать Божьему учению и прилагать все усилия. Цель исламских учений состоит, таким образом, в том, чтобы научить человека работать со сложной, многогранной человеческой натурой, со всеми ее составляющими, такими как тело, разум и душа, для того, чтобы, если можно так выразиться, привести их под одну юрисдикцию. Вместо того, чтобы отвергать животную составляющую человека путем полного ее подавления или, наоборот, предоставления ей неограниченной свободы, Ислам направляет подобные потребности и желания в такое русло, чтобы они нашли свое выражение в конструктивной и благотворной, а не в случайной и бесконтрольной форме способной разрушить человека и общество. Он затрагивает еще один основной элемент человеческой природы - стремление к выгоде и материальным обретениям, ограничивая и направляя его таким образом, чтобы удержать мусульманина от жадности, мелочности, потери самоконтроля и чрезмерного увлечения материальными вещами. Ислам настаивает на том, чтобы человек был действительно человеком, а не животным или дьяволом, забывшим обо всем в преследовании своих бесконтрольных и неопределенных целей и желаний.

n

Следует все же упомянуть, что Коран и Сунна, являясь руководящими началами в поведении отдельного мусульманина, служат еще и источниками исламского законодательства, называемого Шариатом. Из этого обширного свода принципов выведена система исламского права, называемая Фикх, касающаяся всех аспектов жизни как индивидуальных, так и коллективных.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.