Ведение бизнеса по Шариату: значение и специфика


Ведение бизнеса по Шариату: значение и специфика

Автор: Шовхалов Шамиль

Обеспечение существования каждого индивидуума, а также тех, кто находится на его попечении, является важной составляющей шариатских законов. По сути, каждый человек, имеющий соответствующие способности, должен стремиться к увеличению своего имущества до необходимого уровня, который позволит не обращаться к другим лицам для какой-либо помощи.

В исламских источниках можно встретить следующее изречение Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, (смысл): «Никто и никогда не ел ничего лучше той пищи, которую он заработал трудом своих рук, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, что он зарабатывал своими руками» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари); «Воистину, любому из вас нарубить дрова и принести их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто может дать или отказать!» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима); «Если мусульманин вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для себя самого, воздерживаясь от всего дурного, то он на пути Аллаха. Если же он вышел на показ другим и ради похвалы, тогда он на пути шайтана» (Сборник хадисов имама Табарани).

Таким образом, становится очевидным, что Шариат побуждает человека к стремлению найти жизненный удел, к работе, чтобы приобрести имущество, а также стимулирует к его использованию в дозволенных рамках.

Согласно исламской концепции, окружающий нас мир дан Господом в подчинение для обеспечения своей жизни. В Коране существуют аяты, которые подчеркивают данную идею (смысл): «Аллах подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его повелению и чтобы вы искали Его Милость» (45:12); «Аллах подчинил вам все, что на небе и земле» (45:13);  «Аллах – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» (67:15); «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас, но не преступайте посредством их границы дозволенного» (20:81); «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли» (2:267); «И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах, дозволенным, благим» (5:88).

n

Одним из способов приобретения благ для удовлетворения нужд человека служит коммерческая деятельность, которая в основе является разрешенным занятием в Исламе. Рафи ибн Хадидж передает, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о том, какой способ заработка является наилучшим, на что он ответил (смысл): «То, что человек сделал своими руками, и любая дозволенная сделка» («Муснад» имама Ахмада). Становится ясным, что коммерческая деятельность является выбором индивидуума.

Важным аспектом является знание и понимание предпринимателя о цели коммерческой деятельности. В результате исследования можно выделить следующие цели, которые в лучшем случае должны лежать в основе выбора мусульманином какого-либо вида бизнеса:

1) обеспечение личного пропитания;

2) обеспечение пропитания тех, кто находится на попечении (супруга, дети, родители, если они нуждаются в этом);

3) улучшение личного или семейного благосостояния;

4) помощь нуждающимся, не находящимся на личном попечении;

5) решение иных социальных задач.

Это краткий, но наиболее важный перечень целей, которыми должны руководствоваться предприниматели в соответствии с религиозными постулатами.

Допустимость ведения бизнеса подразумевает тот факт, что при принятии решения собственником или собственниками создать предприятие и заниматься коммерческой деятельностью необходимо знать законодательную основу Шариата. У мусульманина возникает обязанность знания таких вопросов с момента создания бизнеса. Собственно говоря, светские законы также предписывают такие постулаты, как «незнание законов не освобождает от ответственности». Обращая свой взор на реалии наших дней, когда некоторые мусульманские бизнесмены просто не знают о шариатских нормах ведения бизнеса, видим, что современная ситуация оставляет желать лучшего. В данном отношении актуальными являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, (смысл): «Если кто-нибудь продаст дефектный товар, не предупредив (покупателя) об этом, он будет находиться под гневом Аллаха», или «…ангелы будут проклинать его» («Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи). Из хадиса следует понять, что дефектный товар, ставший распространенным явлением современной жизни, - это нижняя черта, которая указывает о тяжести нарушения законов Ислама в экономических вопросах, ведь существуют иные запреты, носящие более жесткий характер, которые на практике не выполняются.

К тому же, если в отношении общеизвестных явлений российские бизнесмены-мусульмане имеют какую-либо информацию, то вопросы, касающиеся процентных операций или ростовщичества (араб. риба), финансовых операций, условий сделок и расторжения договора и т. д., не имеют широкого распространения, хотя, в соответствии с религиозными предписаниями, каждый предприниматель обязан знать шариатские предписания в экономических вопросах с момента ведения хозяйственной деятельности.

n

Все нарушения Шариата подразделяются на те, которые попадают под категорию «харам» или «макрух». Предприниматель обязан знать в рамках своей деятельности все нюансы, особенно в отношении харама и макруха, потому что полный запрет и нежелательность имеют диаметрально противоположенные смыслы, которые должны быть важными для мусульман. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал (смысл): «Продавец и покупатель имеют право удержать или вернуть товар до тех пор, пока они не разошлись или не разойдутся; и если обе стороны говорили правду и раскрывали недостатки и качества (товара), то тогда они будут благословлены в своей сделке, а если они лгали или что-то скрыли, то блага этой сделки будут утеряны» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари). Также знания бизнесмена должны включать не просто понимание такого разделения, но и определение хозяйственных операций и соотнесение их с шариатскими нормами. Несмотря на то что наша страна является светским государством, где преступление границ дозволенного Исламом не рассматривается в шариатских судах, тем не менее каждый предприниматель-мусульманин, который желает вести бизнес по Шариату, должен стремиться к этому самостоятельно на основе имеющихся знаний. В этом отношении интересен следующий хадис: «О, Посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?» – он ответил: «Заработанный человеком трудом его рук и заработанный любой честной торговлей» («Муснад» имама Ахмада).

Обобщение вышеизложенного позволило автору выделить следующие аспекты, необходимые для изучения каждому бизнесмену, желающему заниматься коммерческой деятельностью в лоне Ислама:

1) знание целей выбора занятия коммерческой деятельностью;

2) знание базовых понятий Шариата;

3) знание дозволенных и запрещенных видов деятельности;

4) знание и разграничение в своей практике запретных и нежелательных элементов.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.