Фикх аль-муамалят. Раздел 33. Шестой вид запрещенных сделок: продажа овощей и фруктов до их появления


Фикх аль-муамалят. Раздел 33. Шестой вид запрещенных сделок: продажа овощей и фруктов до их появления

Автор: Шейх Мухаммад Али СабуниnКнига: Фикх аль-муамалятnКомментарии: Ахмад Абу Яхья

 

К запрещенным по Шариату сделкам относится продажа того, что человеку не принадлежит, и чего у него нет, поскольку появляется возможность обмана покупателя. Примером этого правила является также и продажа плодов с дерева до их появления и созревания, потому что плоды могут вообще не взрасти или созреть в малом количестве, что приведет к тому, что их фактическая цена будет намного меньше уже полученной суммы. В такой ситуации появляется возможность обмана покупателя, что может привести к спорам и вражде между людьми, поэтому в Шариате такие сделки запрещены.

 

Существует очень много священных текстов в отношении таких сделок, упомянем лишь некоторые из них.

 

1) Хадис, переданный Бухари и Муслимом, от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, где он сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать плоды, пока не начнется их созревание. Этот запрет касается и продавца и покупателя» [1]. Под началом созревания имеется ввиду период, когда они начнут формироваться в такой степени, что можно пользоваться ими из-за их спелости.

 

2) Хадис, переданный Муслимом, от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, где Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать плоды пальм, пока они не покраснеют и не созреют. Также он запретил продавать колосья, пока они не побелеют и будут защищены от порчи, ведь до созревания они могут погибнуть из-за насекомых [2]. Этот запрет касается и продавца и покупателя» [3].

 

3) Хадис, переданный Насаи, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,  в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не продавайте друг другу плоды, пока они не созреют» [4]. Причиной такого запрета являлось множество споров, которые возникали во время Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из-за подобных сделок.

 

4) Имам Бухари передал от Зайда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, что люди во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, продавали и покупали фрукты, и когда приходили забрать их, то говорили, что деревьев постигла болезнь. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не продавайте, не покупайте плоды, пока они не созреют».

 

5) Хадис, переданный Бухари и Муслимом, от Анаса ибн Малика, в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать фрукты, пока они не зацветут. Когда его спросили: «Как понять. Что они зацвели?» – он ответил: «Когда они покраснеют». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, далее сказал: «Что вы скажете, если Аллах погубит этот урожай? Как же вы будете пользоваться имуществом своего брата не по праву?» [5].

 

___________________________________________________________________________

 

[1] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2194), Муслим (1543).

 

[2] Это указывает на зрелость пшеницы.

 

[3] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2195), Муслим (1535).

 

[4] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2197), Ибн Маджа (2214).

 

[5] Этот хадис приводят Аль-Бухари (2198), Муслим (1555).

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.