Исламские финансовые институты в мировой экономике


Исламские финансовые институты в мировой экономике

Авторы: Мусаев Р.А., Магомедова Ю.Д. Введение        

Проблемы, порожденные мировым финансовым кризисом, заставили многие страны задуматься о реформировании финансового сектора, в том числе путем обращения к исламским финансам. Исламские экономические институты оказались наиболее устойчивы к мировому финансовому кризису. Это объясняется тем, что они не инвестируют в высокорисковые активы, включая деривативы и ипотеку. Исламские финансовые институты получили свое развитие в условиях глобализации не только в странах Востока, но и в развитых странах Запада.

Исламские ученые выделяют три основных запрета в исламской финансовой деятельности: гарар (избыточный риск), следовательно, запрещена спекуляция ценными бумагами, игорный бизнес, лотереи и т.п.; мейсир (доход, полученный без вложения труда и капитала, а образовавшийся вследствие некой случайности);  риба (ростовщичество). 

Механизмы функционирования исламских финансовых институтов и  динамика их развития

Исламские банки

В своей деятельности исламские банки помимо законодательных актов руководствуются морально-этическим кодексом, основанным на предписаниях религии. Целями деятельности исламских банков являются как получение прибыли, так и выполнение моральных обязательств.  Коренное отличие исламских банков от традиционных заключается в предоставлении денежных средств  на беспроцентной основе. Сущность  ключевого принципа исламской экономической модели - запрета на взимание и выплату процентов - заключается в признании несправедливой ситуации, когда кредитор получает процент, не прилагая каких-либо усилий  и вне зависимости от того, был получен доход или понесен убыток заемщиком капитала.

Наиболее распространенными банковскими операциями являются:

    •  


    • Мурабаха – договор на покупку и перепродажу, согласно которому банк по  поручению клиента приобретает у поставщика материальный актив. Цена последующей продажи определяется на основе стоимости плюс норма прибыли и заранее оговаривается с будущим покупателем, который выплачивает всю сумму целиком и платит в рассрочку[1].  


    • Мудараба – договор, по которому владелец избыточных средств (рабб аль-мал) доверяет их лицу (мударибу), обладающему возможностями и предпринимательским опытом  для их эффективного использования. Доход от средств, пущенных в оборот, распределяется между рабб аль-малем и мударибом в заранее согласованной пропорции.  


    • Мушарака договор партнёрства в широком смысле, по которому прибыль и убытки проекта делятся между финансовым институтом и его клиентом в заранее согласованных пропорциях.  


  • Иджара – долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции.

Риски в исламском банковском деле почти те же, что и в традиционном, за исключением риска “несоответствие шариату”. Согласно Совету по исламским финансовым услугам выделяет следующие виды рисков:

    1.  


    1. Рыночный риск (оценивается выше в связи с относительно малым количеством игроков на рынке).  


    1. Инвестиционный (кредитный) риск (присущ, прежде всего, таким методам финансирования, как мудараба, мушарака, иджара и др.).  


    1. Риск ликвидности (выше в связи с размещением средств в реальные активы и ограниченностью возможностей размещения ликвидности).  Наиболее распространенные инструменты управления ликвидностью, используемые традиционными банками,  межбанковские кредиты, государственные и корпоративные облигации основаны на процентной ставке и рассматриваются как несоответствующие шариату. Исламским финансовым институтам приходится разрабатывать иные способы управления ликвидностью.  


  1. Операционный риск высок в связи с особенностью инструментов финансирования и  относительной новизной продуктов на рынке.

В таблице №1 представлены данные по опросу участников рынка об оценке рисковости применяемых ими типов финансирования. Шкала от 1 (наименее рискованный) до 5 (наиболее рискованный).

Таблица № 1.  Риски исламских финансовых инструментов

 

 

Кредитный

Рыночный

Потери ликвидности

Операционный

мурабаха

2,47

2,75

2,62

2,80

мудараба

3,38

3,56

           2,57

2,92

мушарака

3,71

3,67

3,00

3,08

иджара

2,64

3,17

3,10

2,90

истисна

3,13

2,75

3,00

3,29

салям

3,2

3,25

3,20

3,25

Источник: Handbook of Islamic Banking. Edited by Katir Hassan and Mervyn Lewis. Edward Edgar Ltd., 2007.

Решение о финансировании проекта принимается на основе изучения затрат и выгод от конкретного проекта.  Исламский банк беспокоит не риск возврата авансированных средств, а вероятность возникновения инвестиционного риска. Если клиент убедительно продемонстрирует свою способность реализовать прибыльный проект, то он сможет смело рассчитывать на предоставление ему средств со стороны исламского банка[2]. 

Таблица №1. Рост активов исламских банков, млн. долл., изменение в %.


 

2006

2007

%

2008

%

2009

%

2010

%

ССАГПЗ

127 826,6

178 129,6

39,4

262 665,4

47,5

353 237,5

34,5

372 484,2

5,5

Бл. Восток (без ССАГПЗ)

136 157,6

176 822,2

29,9

248 264

40,4

315 090,5

26,9

337 949,8

7,3

Бл. Восток, всего

263 984,2

354 951, 7

34,5

510 929,4

41,9

668 328,5

30,8

710 134,0

6,3

«Черная» Африка

3 039,3

4 708

54,9

6 662,1

41,5

8 369,7

25,6

10 765,1

28,6

Азия (без арабских стран)

98 709,6

119 346,5

20,9

86 360,3

-27,6

106 797,3

23,7

130 904,1

22,6

Австралия/Европа/

ttt

Америка

20 300,2

21 475,7

5,8

35 105,2

63,5

38 654,8

10,1

42 779,5

10,7

Мир. всего

386 033,3

500 481,9

29,7

639 076,9

11,1

822 135,1

28,6

894 882,7

8,9

Доля Бл. Востока в мире

68,4

70,9

 

79,9

 

81,3

 

79,4

 

Источник: Maris Strategies & The Banker 

Совокупные активы ИБ за 2009 г. увеличились на 28,6% до 822 млрд. долл. по сравнению с 639 млрд. долл. в 2008г. Тогда как активы традиционных коммерческих банков за 2009 г. увеличились всего на 6,8%. Совокупные активы за 2010 г. составили 894  млрд. долл. Сектор ИБ на протяжении периода 2006-2010 гг. демонстрировал устойчивые показатели роста в среднем 27,8 % в год.

Около половины активов исламских финансов сосредоточены на Ближнем Востоке и в  странах – членах Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Доля Азии в активах исламских финансов составляет 8,2 %; Австралии, Европы, Америки – 2,7 %.

Исламское страхование (такафул)

Согласно положению шариатского стандарта №26 ААОИФИ, исламское страхование представляет собой договорные отношения между группой лиц с целью урегулирования убытков, наступивших в результате действия определенных рисков. Эти отношения включают в себя внесение платежей в качестве добровольных взносов и ведут к учреждению страхового фонда, который обладает статусом юридического лица и несет финансовую ответственность. Ресурсы данного фонда используются для возмещения ущерба любого участника, которому был причинен такой ущерб, с учетом определенного набора правил и установленной процедуры оформления документации. Этим фондом управляет выбранная  группа держателей полисов, либо акционерная компания, которая руководит страховыми операциями, инвестирует активы фонда и получает за это определенное вознаграждение.

Что касается традиционного страхования, оно представляет собой договор му’авада (договор взаимной компенсации), по которому прибыль извлекается из самой операции страхования и, как следствие, попадает под ограничения шариата, в которых присутствует гарар (неопределенность).

Первая в мире исламская страховая компания «Исламик  Иншурэнс Компани оф Судан»  была учреждена в 1979 году.

В традиционной коммерческой страховой компании все поступления и прибыль принадлежат акционерам компании. В «Исламик Иншурэнс Компани оф Судан» акционеры сохранили право на получение прибыли, но излишек подлежал распределению только между владельцами полисов пропорционально их взносам.

Согласно докладу «World Takaful Report 2011», совокупные взносы по исламскому страхованию в мире составили в 2010 г. 9,1 млрд. долл., что на 2,2 млрд. больше, чем в 2009 году. А в 2009 году данный показатель вырос на 31% и составил 6,9 млрд. долл.

Лидером рынка исламского страхования в мире является Саудовская Аравия, где в 2009 году было собрано взносов на 3,86 млрд. долл. Всего в мире функционирует 124 исламских страховщика и 38 «окон» традиционных страховщиков, предоставляющих исламские страховые услуги. 82 такафул-компании находятся на Ближнем Востоке. Во многих странах, где действуют исламские страховщики, рост исламского страхового сектора опережает рост традиционного сектора более чем в два раза.

Регион Персидского залива является одним из наиболее перспективных для развития такафула. По прогнозам аналитиков, доля такафула в странах – членах Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива достигнет к 2015 г. 60 % всего страхового рынка[3].

Исламские облигации (сукук)

Исламские облигации появились более 15 лет назад на Ближнем Востоке и в настоящее время являются одним из «локомотивов» роста рынка исламских финансов. Наличие больших гарантий для инвесторов делают сукук привлекательным для вкладчиков по всему миру, как для мусульман, так и для представителей других конфессий.

Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (ААОИФИ) определяет сукук как «сертификаты, имеющие одинаковую номинальную стоимость и после их размещения обозначающие титул (их владельца) на долю и права, вытекающие из права собственности на материальные объекты, услуги или право  участия в каком-либо проекте или инвестиционной деятельности».[4]

Сукук, в отличие от традиционных облигаций, не предполагают выплату ссудного процента. Как и другие исламские финансовые инструменты, они являются формой инвестиций, при которой ответственность разделяют эмитент и кредитор.

Исламские облигации могут быть различного вида, что зависит от метода финансирования, который положен в основу. ААОИФИ определила 14 классов активов сукук. Наиболее распространенными являются: сукук аль-мурабаха (привлечение средств на приобретения товара с целью дальнейшей продажи через мурабаху); сукук аль-мушарака (привлечение средств в капитал в компании, организуемой в форме мушараки); сукук аль-мудараба (привлечение средств в капитал компании, организуемой в форме мударабы); сукук аль-вакаля (привлечение средств для приобретения актива, управление которым поручается агентам); сукук аль-иджара (секьюритизация существующего объекта лизинга); сукук ас-салам (привлечение средств для производства массового товара через его предварительную продажу); сукук аль-истисна (привлечение средств для производства инвестиционных товаров).

Наиболее распространенным способом организации выпуска сукук является учреждение компании специального назначения (SPV).

Всего за 2011 год было размещено облигаций сукук на 84,4 млрд. долл., что на 62 % больше, чем в 2010 году. При этом вторичный рынок сукук достиг уровня 182 млрд. долл[5].

В структуре исламских облигаций основная доля (42 %) приходится на контракты по типу «мурабаха». Контракты  данного типа также получили широкое распространение в исламском банковском бизнесе.  Доля сукук аль-иджара в 2011 году составила 31 %.

Лидером на рынке исламских облигаций является Малайзия. С 2001 по 2011 год на ее долю пришлось 72,1 %  всех внутренних выпусков. Позиции Малайзии на этом рынке устойчиво держится, что обусловлено бурным экономическим ростом страны.  Следом за Малайзией идут страны Персидского залива, внутренние выпуски которых составили 13,7%.

Предпосылки развития исламских финансовых институтов в России

По  данным переписи в нашей стране проживает примерно 20 млн. мусульман. Это открывает широкие перспективы для развития деятельности исламских экономических институтов в России. Важно отметить, что исламская экономика отражает не только религиозные ценности ислама. В эпоху раннего Средневековья христианские богословы не менее жестко, чем впоследствии их мусульманские коллеги, осуждали ростовщичество во всех его формах.

Этические принципы ислама и православия  имеют много общего.  Ислам и православие – духовные империи, которые призывают «молиться и трудиться», накормить голодного и иметь чувство сострадания к ближнему[6].  В исламе и в православии богоугодность, в отличии протестантизма, не определяется социальным положением человека, но при этом богатство не является грехом.

Потенциальными клиентами проектов, связанных с функционированием исламских финансов в России, могли бы стать не только мусульмане, но и представители других конфессий, что свидетельствует о привлекательности исламских принципов ведения бизнеса  вне зависимости от вероисповедания.

В эпоху глобализации роль корпоративной социальной ответственности приобретает особое значение в ведении бизнеса. В развитых странах широко применяются различные варианты национальной политики в области КСО, тогда как в России  уделяется недостаточно внимания данному вопросу.

В этой связи развитие институтов исламской экономики в России могло бы также оказать положительное влияние, поскольку концепция КСО соответствует принципам социально-экономической справедливости ислама:

  • закят обязательная ежегодная выплата 2,5 % с дохода и имущества, превышающего  по стоимости 84,8 г. золота, за исключением жизненно  необходимых благ, направленная в пользу нуждающихся и иных социальных направлений, определенных Кораном;
  • создание благотворительных фондов (вакф);
  • садака - подаяние и пожертвование;
  • кард аль хасан (беспроцентный заём) – беспроцентная ссуда, выданная из чувств сострадания, благорасположения;
  • запрет на финансирование неэтических видов бизнеса (производство алкоголя, табака, игорный бизнес) и др.

Корпоративная социальная ответственность лежит в основе функционирования исламских финансовых институтов. Исламские банки финансируют те проекты, которые считаются непопулярными среди обычных банков, но которые имеют большое социальное значение. Исламские банки выдают беспроцентные и безвозвратные ссуды в виде благотворительности. Исламские фонды – это фонды социально ответственных инвестиций, широко распространенных в развитых странах.

Основными преимуществами развития исламской экономической модели для России являются:

1)      ориентация на реальный бизнес и ликвидные активы;

2)      бо́льшая справедливость в распределении финансовых результатов деятельности;

3)      диверсификация: появление исламских экономических институтов позволит вывести на рынок новых игроков и новые финансовые инструменты;

4)      возможность привлечения инвестиций из мусульманских стран;

5)      содействие в развитии экономики страны (финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, расширения услуг финансового сектора и др.).

В России инициатором внедрения исламских методов финансирования в экономику выступают не центральная власть, а регионы с большой долей мусульманского населения. В частности, в Татарстане в апреле 2010 г. совместно с Исламским банком развития был образован один из первых ИФИ в России - «Татарстанская международная инвестиционная компания», зарегистрированная как нефинансовый институт.

Также в 2010-2011 годы сразу несколько проектов запустились в разных регионах страны:

  • Товарищество на вере «Юмарт Финанс» в республике Татарстан;
  • Финансовый дом «Амаль» в республике Татарстан;
  • Филиал «Восток-Капитал» ОАО КБ «Эллипс-Банк» в Нижнем Новгороде;
  • Сектор  по развитию исламского банкинга ОАО АКБ «Экспресс» в республике Дагестан;
  • Платежная карта АФ Банка в республике Башкортастан.

Основные сложности в реализации данных проектов: невысокий потребительский спрос, непонимание особенностей исламских финансовых продуктов; налогообложение (удорожание некоторых продуктов с применением исламских принципов финансирования); нехватка специалистов со знаниями исламских финансов и основ шариата, а также глубоко знающих шариатские аспекты финансовой деятельности; не все исламские контракты возможно реализовать в России  в силу того, что отдельные условия контрактов вступают в противоречие с российским финансовым законодательством.

Несмотря на отмеченные препятствия  успешной реализации проектов, достигнуты  и весьма положительные результаты. Финансовый дом «Амаль», предлагающий такие виды исламских финансовых инструментов, как иджара, мудараба, мурабаха и мушарака,  сформировал широкий круг клиентов, создал и внутренний экспертный шариатский совет, растущий инвестиционный портфель. Товариществом на вере «Юмарт Финанс»  за 9 месяцев работы в 2011 году было профинансировано сделок на сумму 37 млн. рублей. Рентабельность привлеченного капитала – 12-18% годовых[7]. Подобные результаты достигнуты и другими проектами.

Для  развития исламской экономической модели в России может оказаться полезным опыт ряда западных стран, которые столкнулись в течение последнего десятилетия с различными трудностями, связанными с разработкой исламских финансовых продуктов. Тщательное исследование данного рынка позволит России наиболее комплексно подойти к решению данной задачи. Реализуемые ныне исламские экономические проекты могут послужить хорошей базой для изучения конъюнктуры рынка и выступить в качестве пилотных проектов.

Развитие институтов исламской экономической модели окажет положительное влияние на многонациональное население страны и ее экономику. 

Литература

  1. Батаева Б.С. «Социокультурные основы хозяйственной деятельности»//Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира. М. МАКС Пресс.  2009. 
  2. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд. испр. и доп. М.: Марджани. 2010.
  3. Исламские финансовые проекты в России/ Под ред. М.Э. Калимуллиной. М.: Исламская книга. 2011.
  4. Шариатский стандарт № 8. Мурабаха. Пер. с англ. [Ред. Совет: Р.Р. Вахитов и др.]. Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ). М. Исламская книга. 2010.
  5. Accounting and Auditing organization for Islamic financial institutions – http://www.aaoifi.com
  6. Inte ational Islamic Financial Market --   http://www.iifm.net/
  7. UFS Investment Company - http://ru.ufs-federation.com/
  8. Zawya Sukuk Monitor – http://www.zawya.com/

[1] Шариатский стандарт № 8. Мурабаха. Пер. с англ. [Ред. Совет: Р.Р. Вахитов и др.]. Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ). М. Исламская книга. 2010. 
[2] Р.И. Беккин «Исламская экономическая модель и современность», М. Марджани. 2010. С.145.
[3] Р.И. Беккин «Исламская экономическая модель и современность», М. Марджани. 2010. С.161.
[4] Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions. Shariah Standards for Financial Institutions 2008. P.307.
 
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.