Экономические основы Ислама. Лекция 6. Правовые источники мусульманской морали


Экономические основы Ислама. Лекция 6. Правовые источники мусульманской морали

Автор: Насибуллов Артур

В отличие от светского законодательства, в котором право определяется общественной моралью, в религиозном, наоборот, божественные законы полностью формируют моральные ценности и предпочтения. Учение об источниках мусульманского законодательства относится к наиболее разработанным в науке мусульманского права.

Шариат означает в переводе "путь следования" и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя и к тому же не различать своих обязательств по отношению к себе подобным, например, гражданские обязательства, подаяния бедным; и по отношению к Богу - это молитвы, пост и т. д. Таким образом, Шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами.

Итак, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права, его "мусульманский" характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм.

Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. К примеру, нормы "личного статуса" - отрасли, занимающей центральное место в системе мусульманского права, действуют, главным образом, среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманских странах религиозный принцип применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы завещания, наследования и ограничения правоспособности. Данные нормы запрещают мусульманке выходить замуж за не мусульманина. Присутствующие при заключении брака свидетели должны быть мусульманами.

Мусульманское гражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаhу. Предание Пророка (мир ему и благословение Аллаха)  о том, что некоторые объекты, например вода и земля, не могут быть предметом частной собственности, широко используется при проведении аграрной реформы.

Исходя из этого, например, Ислам признает право частной собственности и гарантирует ее полную защиту, однако он установил некоторые требования, которые оборачиваются пользой для самого общества:

1. Он ограничил право собственности, выделяя как запретное для частной собственности ресурсы общественной полезности, или то, что обязательно должно считаться общим богатством, как воды морей, леса и тому подобное.

2. Также ограничения затрагивают некоторые виды заработка, производства и расходования, связанных с двумя видами собственности: общественная собственность, то есть собственность народа - не дозволяется никому овладевать этим единолично, так как это приведет к нарушению прав остальных членов общества, сюда будут относиться право собственности на общие водные ресурсы (моря, реки), а также леса. Другой вид собственности - право собственности на казну или бюджет страны, который используется для всеобщего блага.

В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Причем мусульманское право отдает явное предпочтение показаниям мужчин. В Коране по этому поводу говорится: "О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаhа – Аллаh обучает вас. Аллаh ведает обо всякой вещи".[1] Толкуя данное положение Священной книги и конкретизируя его на основе сравнения с многочисленными преданиями о высказываниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ученые юристы пришли к выводу, что по преступлениям, за которые мусульманское право предусматривает строго определенные меры наказания, принимаются свидетельские показания только мужчин - четырех по прелюбодеянию или двух по иным деяниям, представляющим наибольшую опасность для общины верующих.

По менее значительным правонарушениям и обычным спорам показания одного мужчины могли дополнятся свидетельством двух женщин и лишь в исключительных случаях, когда речь шла о чисто женских делах, свидетелями были в праве выступать одни женщины. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаhа, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далеко идущие правовые последствия, к примеру, при обвинении мужем своей жены, в нарушении супружеской верности.

Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на "права Аллаhа", среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступление мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многих случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление.

Данная отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали, то есть, в качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой "грех", связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

Подобное положение характерно и для современного правового развития мусульманских стран. Например, законодательство многих государств, предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время Рамадана. Кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность ежедневной пятикратной молитвы, а мужчинам запрещается работать и даже находиться в женских учебных заведениях. А специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с так называемой моральной деградацией, могут применять наказания за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Раньше религиозный характер таких норм проявлялся в том, что они, как правило, распространялись только на мусульман. Однако сейчас, как показывает практика, данные нормы имеют определенные требования и к лицам, принадлежавшим к иным вероисповедованиям.

Направление и глубина воздействия мусульманского права на современное правовое развитие того или иного государства обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Нельзя поэтому игнорировать очевидных различий в позициях, которые занимает мусульманское право в правовой надстройке отдельных стран. Например, наиболее широко оно продолжает применяться в странах Аравийского полуострова и Персидского залива, сохраняя свои позиции и действуя универсально в своем традиционном виде.

Мусульманское право давало широкий простор для судейского выбора. И вплоть до настоящего времени мусульманском судьям, при молчании закона,  в большинстве случаев предписывается применять не просто определенный толк, а его "наиболее предпочтительные выводы". Эта же особенность структуры мусульманского права позволяет при закреплении его норм в современном законодательстве выбирать из множества противоречивых предписаний те, которые наилучшим образом отвечают интересам социально- политических сил, стоящих у власти в той или иной мусульманской стране. Коренная перестройка правовых систем, которые в большинстве стран к середине XX в. оказались сориентированы на восприятие западных правовых моделей, а также широкая кодификация норм фикха (прежде всего в области личного статуса) способствовали изменению структуры действующего мусульманского права по двум основным направлениям. Прежде всего, если в середине века мусульманское право как система действующих норм занимало преобладающее место в правовой надстройке определенной группы стран, то в современных условиях в большинстве из них можно наблюдать, лишь применение отдельных норм, институтов, конкретное юридическое содержание которых формировалось под прямым влиянием фикха. В результате приходится иметь прямое дело не столько с собственно с мусульманским правом, сколько с нормами, ведущими от него свое происхождение.

Глубокое влияние на право любой страны оказывает правовая культура, уровень правосознания, правовая идеология и психология. Все эти особенности наложили глубокий отпечаток на психологический механизм действия мусульманского права: его нормы в глазах широких масс нередко, особенно в сфере личного статуса, выступали и выступают в виде единых правил поведения - одновременно и юридических, и моральных, и религиозных.

Вместе с представлением о едином боге – Аллаhе (таухид) – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип.

Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы Шариата, хранить верность Исламу. Постепенно с распространением Ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое, – это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Как конфессиональное право, Шариат отличается от канонического права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей, – неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества Ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.

5.2.1.  Шариат.

 Шариат, в общем понимании, – это воля Всевышнего Аллаhа, Его всеобъемлющий закон и порядок, установленный во всей Вселенной. Человеческая жизнь – лишь одна из сфер, которая подчиняется этому всеобъемлющему Уставу Всевышнего. А конкретные положения и предписания Шариата, его нормы или по-арабски «ахкамы» – это лишь частные случаи приложения этой воли и закона к конкретным ситуациям человеческой жизни.

Целью  Шариата – является принесение пользы верующим, а никак не нанесение вреда, облегчение его жизни, а никак не создание дополнительных затруднений. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность Исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.

Шариат – это комплекс предписаний, закрепленных, прежде всего, Кораном и Сунной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их поведение. Коран представляет собой Священное Писание  - слово Аллаhа, а Сунна является жизненной практикой Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), Посланника Аллаhа, его поступками и изречениями, разъясняющими божественное откровение. Влияние этих правовых источников на жизнь целых народов, исповедующих Ислам, столь продолжительно и глубоко, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и Сунны неоспоримо.

Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации, является священная книга Ислама — Коран, состоящий из высказываний Аллаhа последнему из его Пророков и Посланцев Мухаммеду (мир ему и благословение Аллаха).  Коран — бесспорно, первый источник мусульманского права. Между тем, очевидно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама, которые в Коране даже не упоминаются. Священный Коран – это первичный источник, содержащий основные указания и заветы Всевышнего. В нем мы находим не только предписания, относящиеся к личному поведению человека, но и  принципы, охватывающие все сферы общественной и культурной жизни человека.

Священный Коран  – это последнее и полное божественное послание человечеству и он является единственным божественным писанием, которое сохранилось в чистом виде без всяких исправлений со стороны людей. Конечно, Коран – это духовное писание и его нельзя считать просто сборником законов. Главная его цель – это пробуждение в человеке более высокого осознания своих отношений с Аллаhом и со всей Вселенной. Тем не менее, в нем содержится по меньшей мере 500 аятов, в которых рассматриваются определенные законодательные вопросы. Исламские ученые разработали полную науку толкования коранических аятов, которые можно найти в любой книге по исламскому законодательству.

Юридические положения Корана находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (в количестве 30), строфы, регламентирующие судебную, процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).

Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) это второй по важности источник исламского закона, который  рассказывает о бытии и поведении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) -  примером которого должны руководствоваться верующие. Cлово «сунна» происходит из арабского корня сэннэ – «издавать закон; устанавливать правило» и имеет значения: обычай; практика; предание; закон; способ; путь». Аллаh сказал: «Так поступали с Нашими посланниками, отправленными до тебя. Ты не найдешь изменений в Наших установлениях».[2]

Как термин в Исламе, слово сунна имеет несколько значений:

– любое действие, на что имеется указание в Шариате;

– в науке фикх оно означает желательное и рекомендуемое действие, за которое обещана награда Аллаhа;

– все слова, дела, невысказанное одобрение, нравственные качества и внешние характеристики Пророка Мухаммеда  (мир ему и благословение Аллаха).

Много книг исламской традиции были составлены сподвижниками Пророка  (мир ему и благословение Аллаха). Позднее они нашли свое воплощение в больших сборниках хадисов (высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Бухари, Муслима и других. При составлении своих сборников они применяли четко разработанную научную систему цепи передатчиков, которая позволяла проследить за достоверностью каждого звена цепи передатчиков до самого Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому Сунна, установленная через надежных передатчиков, является и надежным законодательным источником.

Коран и Сунна дополняют друг друга. В Сунне более подробно разъясняется то, что в Коране упомянуто кратко. Сунна подтверждает то, о чем говорится в Коране.

В хадисах много предписаний, не упомянутых в Коране (например, запрет на пищу мяса домашних ослов, ношение золотых украшений мужчинами, рекомендация совершать по пятницам полное омовение и т.д.). Таким образом, и Коран и Сунна являются первичными источниками исламского права.

Сунна — это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Пророка Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха), воспроизведенных целым рядом посредников'.

Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только адаты, считающиеся аутентичными, могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению Ислама.

Иджтихад – исламский метод решения новых ситуаций и проблем в свете общих принципов Корана и Сунны. Исламские юристы разработали мусульманское право, стремясь обосновать решения, вытекающие из Корана или Сунны. Но они не смогли избежать абстрактного восприятия феномена права. Впрочем, их задача состояла не в создании теории позитивного права, а в систематизации интеллектуальных методов легитимации (на основе Исламской религии, практики, более или менее сознательно применявшейся) поисков таких решений новых ситуаций, которые не противоречили бы общим принципам, содержащимся или вытекающим из первоисточников — Корана и Сунны.

Таким образом, это был метод, в котором нуждались компетентные лица (фукаха), поставившие разум на службу религии. Они создали концепцию иджтихада, что привело к созданию теории о соотношении откровения (Коран — Сунна) и человеческого разума. Применяемые в определенных условиях коллективные права (иджтихад), предназначенные для принятия правового решения, приводят к иджме.

Иджма – консенсус исламских ученых, подчеркивает важность делегированного законодательства для мусульманской общины. В мусульманских государствах такой законодательный орган необходим для решения повседневных проблем и для соблюдения исламского закона. Иджму технически определяют как консенсус юристов, собравшийся на определенное время для решения какой – либо религиозной проблемы. Решение, принятое иджмой, считается достаточным доказательством, чтобы поступать в соответствии с ним. Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха)  и при наличии ряда условий.

Иджма может быть четко выраженной или предполагаемой, но сила последней во много меньше. Для того, чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» (орф). Требуемое единство – это единство компетентных лиц – фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу закона. Коран, Сунна и иджма – вот три источника мусульманского права, но это источники разного плана. Коран и Сунна – основные источники. Исходя из содержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормы фикха. Иджма в настоящее время представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права.

Коран и Сунна – это только его исторические основы. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборниках традиций, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Этот третий источник мусульманского права – иджма – имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению».

Рассуждение по аналогии (кияс). Кияс – является четвертым важным источником исламского закона. К этому методу прибегают, когда для решения какой-либо проблемы не находят указаний ни в Коране, ни в Суне. В таких случаях, ученые принимают закон на основе аналогичной дедукции на основе указаний Корана и Сунны по сходной ситуации. Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они смогли «сочетать откровение с разумом человека». Рассуждения, носящие индивидуальный характер, возможны только при соблюдении метода кияс (суждение по аналогии). Только тогда рассуждение не останется просто личным мнением, не имеющим юридической значимости.

Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение по аналогии, создали возможность рационального толкования; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в Х веке. Мусульманские легисты в этом случае отличны от юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новые нормы.

Различие во мнении в отношении других источников. Мусульманская доктрина не едина в отношении ценности других источников права, так как с их помощью можно более свободно использовать разум и личное мнение, то есть расширяется выбор применяемых норм права.

Расхождения в оценке этих источников скорее формальны, так как на практике все школы опирались на один из этих источников, например на истихсан' (правовое предпочтение) — исключение из общего правила в общих интересах и мусалэхэ (учитывание моральных соображений).

Но, ни обычай, ни судебная практика не являются источниками права, судебная практика не связывает судью. Решения кади, весьма многочисленные, никогда не рассматривались мусульманскими юристами в качестве источников права и «их решения — это только суждения морального плана, могущие подвергнуться всяческим пересмотрам в целях улучшения». Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников права, но иногда к нему прибегают для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы.

Говоря о теории источников мусульманского права, можно отметить, что и в этих рамках было вполне возможно развивать юридическую науку, но по причинам, связанным с самой концепцией права ислама, всякая попытка в этом плане воспринималась с подозрением и, как правило, осуждалась классическими юристами. Не допускалось, чтобы личное мнение стало основой правового решения; точно так же сама мысль о том, что тот или иной орган законодательной власти компетентен, регламентировать все сферы общественной жизни, была отвергнута.

Все же надо подчеркнуть приоритет техники в фикхе, а иногда и предпочтение, отдаваемое судье и его решению, когда речь идет о современных социальных реалиях. Таким образом, не надо удивляться противоречиям, существующим между теорией и практикой. Но в соответствии с теорией никогда не был сделан вывод о возможности не применять в отдельных случаях норму права, установленную фикхом, если она противоречит справедливости и публичному порядку.

В мусульманском воззрении установилось общее терминологическое определение Шариата - как совокупности норм и предписаний, обязательных или желательных для соблюдения, установленных Аллаhом и переданных людям через Пророка Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Цели и ориентиры Шариата свидетельствуют, что Шариат – это не только религиозное явление, но и достаточно гибкая система, обращенная к земным проблемам, ко всем сторонам бытия. В Шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, обряды, и праздники, и многие другое, определяющее поведение верующих и жизнь мусульманской общины. Мусульманское право (фикх) является составной частью Шариата[3].

Целью любого законодательства, божественного или светского, является регулирование отношений между членами общества, различных его структур и достижение справедливости. Нормы Шариата отличаются от разработанных и принятых уполномоченными органами законотворческой структуры тем, что они созданы Аллахом и закреплены в Коране и Сунне, а следовательно являются для адептов Ислама вечными и неизменными.

По мнению авторитетных исламских богословов, Шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно необходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишками. Одновременно, предполагается что любая исламская норам нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей Шариата: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности.

В установлении Всевышним Шариата и в подчинении этому закону человеческой жизни есть глубокий и вполне определенный смысл. Понимание смысла Шариата, целей, с которыми он был установлен, помогает мусульманским правоведам – факихам - лучше понять замысел Господа, то значение, которое Он вкладывал в каждое конкретное предписание или запрет.

Ведь одно дело зубрить и применять «мертвую букву закона» о запрете или предписании чего-либо без должного понимания, для чего они установлены и какие цели преследуют. А другое – понимать, с какой целью был наложен тот или иной запрет или обязательство, и всеми силами способствовать лучшему исполнению конкретного замысла Всевышнего и достижению его цели. Это и есть знание и понимание духа Шариата, а не только его буквы.

Основной и неоспоримой целью Шариата является принесение пользы верующим. Для этого он упорядочивает их жизнь, предписывает то, что приносит им пользу, и запрещает то, что им вредит. Таким образом, целью каждого шариатского положения является или принесение пользы, или устранение вреда для человека – лучшего из созданий Господа миров. Именно поэтому мусульманские правоведы и муджтахиды руководствуются принципом «нормы Шариата основаны на интересах людей».

Воздержание от пищи и питья в пост, к примеру, предписано для укрепления веры, достижения богобоязненности и благочестия. Запрет спиртного установлен для устранения исходящего от него вреда здоровью, разуму и вере. За каждым шариатским предписанием и запретом существует определенная цель, с которой они были установлены.

Мусульманские ученые, занимающиеся глубоким и детальным изучением фундаментальных основ исламского законодательства, четко сформулировали эти цели и создали удобную для понимания их классификацию. В фикхе, цели Шариата (по-арабски «мак’асиду ш-Шари’а») занимают очень важное место и являются одним из его неотъемлемых элементов.

Эти цели делятся на несколько групп, в зависимости от их характера и направленности. Самое первое разделение – это разделение целей Шариата с точки зрения направленности на обеспечение пользы в этом мире и мире следующем. С точки зрения уровня задач, на которые направлены религиозные нормы, цели Шариата, делятся на общие, специальные и частные:

1. Общие цели Шариата – это сохранение самого установленного Аллаhом закона, образа жизни мусульман, контроль за соблюдением основополагающих предписаний и запретов, таких, как нормы, устанавливающие необходимость поклонения, распространения справедливости, жизненно важных свобод, прав и обязанностей.

2. Специальные цели Шариата – это поддержание установленного порядка в более узких, специальных сферах человеческой жизни, таких, как семейная жизнь, экономическая, политическая сферы, гражданское и уголовное право и т. д.

3. Частные цели Шариата – это забота о сохранности и регулировании более частных случаев из жизни мусульманина, связанных с отдельными нормами, такими, как омовение, молитва, послушание родителям и т. д.

С точки зрения того, на обеспечение каких вопросов направлены цели Шариата, они делятся на связанные с вопросами первой необходимости, людских потребностей и улучшением жизни:

1. Вопросы, связанные первой и основной необходимостью, касаются обеспечения жизни человека, стабильности и благополучия общества. Сохранность этих интересов является самым основным и необходимым гарантом существования самого человеческого общества. Несоблюдение этих интересов ведет к расшатыванию жизненных устоев, нестабильности, смутам и краху всего заведенного порядка. В эту группу ученые включают необходимость защиты религии, жизни, разума, собственности и чести.

2. Вопросы, связанные с людскими потребностями. Это то, в чем нуждаются люди для решения своих текущих задач, обеспечения своей жизни и развития. Если эти интересы не обеспечиваются, это очень сильно усложняет нормальное развитие общества. Данная группа объединяет все вопросы, связанные с нормами взаимоотношения людей друг с другом – взаимные договора, торговля, образование и т. д.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.