Экономические основы Ислама. Лекция 7. Исламская экономическая модель


Экономические основы Ислама. Лекция 7. Исламская экономическая модель

Автор: Насибуллов Артур

Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку Пророков. В этом отношении мы располагаем учениями Авраама, Моисея, Иисуса (мир им) и завершающим, включающим в себя законы мироздания, учением Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Мусульманские теоретики в ходе разработки концепции исламской экономики выделяют главные вопросы, которые касаются собственностью, роли и задач исламских банков, ростовщичества и ссудного процента (риба). Теологи и экономисты подчеркивают при этом особую роль мусульманской этики и присущую ей способность ограждать хозяйственную активность от злоупотреблений и беззаконий.

Видный мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали полагал, что цель любой хозяйственной структуры состоит в улучшении материального благосостояния основных слоев общества. «Исламский строй, - писал он, - если его точно воссоздать, обеспечит высший уровень жизни для людей».[1]

Все экономические категории, такие как деньги, богатство, капитал, производство, рассматриваются человеком через призму моральных норм и ценностных ориентиров исламской религии.

Комиссия по вопросам понятий и методологии исламской экономики сформулировала следующие основные элементы исламской экономической модели:

Бытие и имущество от Аллаhа;

Все, что делает человек, - с согласия Аллаhа;

Частная собственность, которую утвердил Ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходованием средств и уплатой финансовых долгов;

Экономический порядок в Исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью[2].

Задачи исламской экономической мысли заключаются, по мнению богослова Мухаммеда Бакира аль- Садра, в утверждении этического кодекса мусульманской деятельности в интересах развития экономики, а также отвращения людей, вовлеченных в бизнес, от неправедности и греховности.

Согласно экономической концепции, любые действия рассматриваются с точки зрения общественного блага, где личная выгода является второстепенной. Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости в зависимости от вклада каждого члена общества в производство общественного блага. Ислам поощряет желание человека трудиться и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также узаконивает стремление к достижению материального благополучия, если это не наносит вред религии и семье.

 Исламская концепция исходит из того, что этические и экономические стороны человеческого поведения неразрывно связаны между собой.

Поэтому «исламскую экономику» можно определить как реализацию исламских этико-ценностных установок в экономической жизни человека и общества.[3]

Исламская экономика характеризуется как экономическая политика, основанная на Коране и Сунне (Сайф ад-дин Тадж ад-дин); как общественная наука, которая изучает экономические проблемы людей сквозь призму исламских ценностей (М. А. Маннан); как ответ мусульманских мыслителей на экономические вызовы их времени (М. Н. Сиддики); как модель поведения мусульманина в типичном мусульманском обществе (С. Н. X. Накви); как учение о поведении мусульманина, который управляет ресурсами, представляющими собой доверительную собственность Аллаха, в целях достижения благоденствия (М. Ариф); как знание и применение запретов и предписаний шариата с целью предотвращения несправедливости, которая может возникнуть в процессе приобретения и распоряжения материальными ресурсами (Хасан аз-Заман); и т. д.

Ислам заинтересован в создании сильной и развитой экономики. Процветание максимально большего числа людей, социальную защищенность можно обеспечить только в экономически стабильном государстве. Концепция исламского экономического порядка и вытекающие из нее права в сжатом виде содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. 15):

1) в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллаhом в интересах всего человечества;

2) все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (Шариатом);

3) каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов;

4) бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную «закятом» и выделяемую в соответствии с Законом;

5) все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;

6) для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы;

7) в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не нарушают исламские законы и ценности».

Вышеперечисленные положения очень кратко и точно описывают базис исламского бизнеса, на котором строятся экономические взаимоотношения между субъектами хозяйственной деятельности.

М. Н. Сиддики так сформулировал основные задачи исламской экономики: удовлетворение основных потребностей в пище, одежде, крове, медицинском уходе и образовании для всех людей; обеспечение равенства возможностей; предотвращение концентрации богатства и устранение неравенства в распределении дохода и богатства; предоставление всем возможностей для духовного самосовершенствования; обеспечение стабильности и экономического роста в целях реализации вышеупомянутых целей.

Таким образом, во главе угла при определении задач исламской экономики стоит реализация исламских духовных и моральных ценностей, которые вместе с тем в целом носят универсальный, общечеловеческий характер. Это позволяет исламской экономике выйти за рамки чисто экономической проблематики, быть больше, чем просто экономика. В исламской экономике уделяется внимание как сугубо экономическим, так и этическим проблемам.

Право частной собственности признается как священное и неприкосновенное, а правила передачи ее определены божественными предписаниями. В то же время, накопление богатства ради богатства приводит человека к греховным и незаконным действиям. Ислам же призывает к увеличению благ с целью получения власти над богатством и извлечение выгоды из него. Мусульманское духовенство не порицает бедность. Богословы часто цитируют изречения Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Бедность – моя гордость», «Бедные войдут в рай раньше богатых на пятьсот лет». Богословы считают, что склонность к богатству ослабляет любовь к Всевышнему и к загробному миру. Исламское учение указывает, что в определенных случаях бедность является верным средством для обуздания страстей и предотвращения греховны и преступных дел.

Производственные факторы рассматриваются как составляющие производственного процесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную и праведную выгоду), капитал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию или по наследству, но увеличение капитала не должно вести  к возвышению одного человека над другим) и, наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Всевышний). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.

Таким образом, мы можем охарактеризовать исламскую экономику или, правильнее, исламскую экономическую модель, как систему хозяйствования в соответствии с нормами и принципами мусульманского права. В качестве синонима исламской экономики вполне допустимо употреблять термин "исламская экономическая модель". Она базируется исключительно на основе базисных принципах Корана. К ним относятся следующие положения:

1. Человек не является собственником полученных им богатств (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта) и природных ресурсов. Реально любое богатство принадлежит лишь его Создателю - Аллаhу.

2. Человек на время своей жизни является только лишь поверенным Аллаhа по распоряжению этими ресурсами. Он просто доверенное лицо и пользователь богатства на срок своей жизни.

3. Человек должен разумно использовать ресурс, данный ему Богом, не злоупотреблять им, не разрушать и не обращать его в сокровище.

4. Ресурс должен использоваться на благо обществу, и в том числе удовлетворять интересы и потребности его непосредственного распорядителя.

5. Все мусульмане являются братьями и равными в правах и обязанностях. Поэтому капитал и реальный труд в своих отношениях категорически исключают эксплуатацию.

6. Процентная ссуда - это прямая эксплуатация и вопиющая несправедливость. Ведь кредитор не участвует в трудовом процессе и не рискует своим имуществом, но тем не менее получает основную сумму плюс доход. Это увеличивает тяжесть условия жизни населения, вызывает поляризацию общества, что не допустимо, в обществе братьев-единоверцев.

Вопрос функционирования исламской экономики давно перешел из разряда абстракции к реальному обсуждению возможности внедрения основных ее постулатов в существующие экономические модели. Многие страны, где Ислам – официально установленная религия, а конституция продиктована Шариатом, прилагают огромные усилия и стремления создать подлинную исламскую экономику. Кроме того, во внимание следует принимать, что Ислам не определяет и не диктует тем более тип экономической формации и государственного устройства. Вклад Ислама в развитие общества и государства более обширен, поскольку Шариат дает определенный набор основных правил поведения в экономической области. Эти правила рассматриваются как вневременные и специфичные для Ислама.

В системе распределения материальных благ в исламском обществе действует специфическое налоговое законодательство. Оно включает различные обязательные налоги на имущество, такие как закят, харадж, ушр и т.д, которые мы детально рассмотрим позже. Существует также категория очень желательного для состоятельных граждан добровольного пожертвования малоимущим - садака .

Общественное и экономическое устройство государства строится в соответствии с принципом сбалансированного, гармоничного развития всех сфер жизни: социальной, экономической, политической, культурной и т.д., где главный акцент ставится на догмат о единобожии (таухид) в качестве связующего звена между духовным и «материальным». Как считает известный мусульманский деятель Муххамад Абдул Рауф, «исламская экономическая доктрина определяет границы дозволенного, в пределах которых уравновешиваются духовные и материальные потребности, а также индивидуальные и общественные обязательства»[4].

Как известно, в обязанности любого государства входят поддержание законности и порядка, обеспечение, национальной безопасности, ликвидация бедности, создание условий для полной занятости населения и быстрого экономического роста, стабильности цен, для социальной справедливости и социального обеспечения, продвижения по пути равного распределения доходов и богатства. Все эти установки не чужды и государству, конституция которого построена по принципам Шариата.

Исламская экономика имеет четкую социальную ориентацию. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Эту мысль продолжает Муххамад Абдул Рауф: «Исламская система принимает во внимание важные по своей сути моральные устремления, которые нацелены на достижение социальной справедливости, базирующейся на взаимной ответственности». Он также подчеркивает, что мусульманская этика имеет особо важное значение,  в наше время, когда мир «бизнеса и индустрии» нуждается в моральной защите перед лицом крупномасштабной коррупции.

Исламская концепция экономики не оправдывает ни экономическое развитие, ни расширение потребления, если эти процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослабляют страну политически и экономически, а тем более создают угрозу для ее независимости. И поскольку хозяйственный рост и развитие в исламской экономике относятся к категории не цели, а средства, то государство может затормозить экономический рост или вообще отказаться от него во имя того, как оно понимает общественное благо и государственно – общественные интересы.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить основные правила исламской концепции экономики:

- право владения в Исламе носит ограниченный характер и выполняет, в сущности, социальную функцию. Все имущество принадлежит Аллаhу, и право индивидуума сводится к праву на использование;

- каждый мусульманин должен работать, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому любая форма прибыли без личного вклада в виде работы или риска запрещена.

- проценты – «риба», запрещены. Приращение к первоначальной сумме ссуды допускается только тогда, когда оно не является предопределенным или не выражается в постоянном количестве;

- деньги выполняют лишь функцию обмена;

- материальные и духовные блага сопровождают друг друга. Материальные блага - это потребление товаров и услуг, а духовные – это предписания Корана, например, о подаче милостыни и проявлении солидарности с бедными людьми. Увеличение материальных благ за счет духовных противоречит духу Ислама.

Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает, в том числе, использование принципов финансового менеджмента, предписанных Шариатом. Эта специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой: деньги – товар – деньги.

Очевидно, что исламская экономическая система, сложившаяся в структуре мусульманского общества, может быть эффективной, прежде всего, в мусульманском пространстве. Вместе с тем, углубление экономической интеграции в современном мире ведет к сближению исламских и неисламских бизнес – структур.

Отечественный специалист по исламской экономике А. Ю. Куравлев согласен с теми учеными, которые считают, что исламская экономика не может претендовать на то, чтобы называться теорией, поскольку не отвечает в полной мере трем требованиям: объяснять явление, на этой основе прогнозировать развитие и отвечать на вопрос, что происходит, а не на вопрос, как должно быть. Иными словами, подлинная экономическая наука должна лишь описывать существующее положение вещей, не предлагая каких-либо ее оценок и рецептов по решению имеющихся проблем. Как позитивная наука экономика объясняет, как распределяется богатство в обществе, как действуют законы рынка, и дает прогнозы о том, чего можно ожидать в будущем.

Действительно, нельзя не признать того факта, что Ислам, будучи религией действия, не столько старается констатировать болезни общества, сколько исцелять их, имея перед собой ясную картину того, "как должно быть". Задача любого мусульманина - не только признавать те или иные исламские ценности, но и бороться за преобразование общества в духе Ислама[5]. При этом предлагаемые "лекарства" могут и не быть действенными.

Вместе с тем, на наш взгляд, не совсем верно будет придавать исламской экономической науке, находящейся еще на стадии становления, исключительно нормативный характер. Он был преодолен в трудах современных мусульманских экономистов, начиная с конца 1990-х годов. Исламская экономическая наука в наши дни не менее позитивна, чем марксистская политэкономия. Нельзя не согласиться с М. А. Зарка, что исламская экономика состоит из двух частей: одна изучает саму экономическую систему Ислама, а другая изучает поведение мусульман в этой системе[6].

Кроме того, мусульманскими учеными разработан целый ряд механизмов, которые используются в работе современных исламских финансовых институтов: банков, страховых компаний, фондов и т. д. Данные финансовые институты функционируют в разных частях мусульманского мира, являясь элементами исламской экономической модели. Проблема в том, что развитие исламской экономики на практике опережает теоретическое осмысление многих актуальных экономических проблем. Безусловно, в исламской экономике все экономические категории (богатство, деньги, капитал, производство) рассматриваются человеком сквозь призму исламских этических ценностей. Но, несмотря, на свою экзотичность для потребительской капиталистической экономики, некоторые из выдвигаемых мусульманскими учеными этических положений весьма своевременны. Как известно, любая экономическая наука имеет смысл лишь в условиях ограниченности ресурсов. В связи с этим, заслуживает внимания суждение Абу 'Али Султана о том, что центральной проблемой экономики должен стать не вопрос распределения ресурсов, а вопрос ограничения человеческих потребностей[7].

По мнению ряда мусульманских исследователей, в Исламской "смешанной" экономике преодолены многие недостатки, присущие социалистической и капиталистической системам, а также созданным на их основе экономическим моделям. Существует и более сдержанная позиция. Так, марокканский экономист бин Барка считает, что нельзя сравнивать Ислам с социализмом и капитализмом, поскольку исламское вероучение возникло намного раньше в совершенно иных социально-экономических условиях[8]. Ислам признает частную, государственную и кооперативную собственность. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. В связи с этим во многих работах исламских ученых неприемлемой признается идея поставить в исключительную зависимость от накопления капитала процесс экономического роста, т.е. подвергается сомнению один из ключевых моментов западной экономической теории[9]. При этом исследователи иногда забывают, что сама исламская экономическая модель, находящаяся в настоящее время в процессе разработки, большей частью ориентирована на регулирование процесса распределения, а не производства, что значительно сужает сферу ее возможностей. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. А что касается последнего, то тут во главу угла ставится не просто его наличие, а эффективное использование во благо себе, своей семье и окружающим.

В общем, Ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, если ей управляют правильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех, как дар Аллаhа.

Вместе с тем, имеются существенные различия между исламской концепцией экономики и рынком. В то время как в рыночной идеологии не выражены в ясной форме моральные суждения. Социальные и моральные аспекты являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.

Из отношений между материальными и духовными благами следует, что Ислам, например, не допускает экономического прироста за счет социальных и моральных прав бедных слоев. Ислам устанавливает нижний предел жизненного уровня граждан, и до тех пор, пока он не будет достигнут, подрядчикам не разрешается действовать свободно, а от государства ожидают, что оно вмешается для перераспределения средств от богатых бедным. Таким образом, моральные аспекты представляют собой существенный элемент отличия между рыночной и исламской концепциями экономики.

Следование этим правилам позволяет создать не просто экономически сильное государство, но и нравственно обогатить его.


[1] Абу Хамид аль – Газали / цит. По:Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ионовой. М., 1985
[2] Жданов Н. В, Исламская концепция миропорядка. Международные правовые, экономические аспекты. М. 1991. – Со ссылкой на рекомендации I Всемирного конгресса по вопросам исламской экономики (фев.1976 г.)//Приложение к книге: Исламская экономика. Стр.555.
[3] Г. Нуруллина. «Исламская этика бизнеса». Стр.19
[4] Ионнова А.И. Тенденции разработки социально – экономической тематики современными мусульманскими теоретиками //Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ионовой. М., 1985. С.51.
[5] Сhарrа M.U. Is it Necessary to have Islamic Economies // Jou al of Socio-Economics. 2000. N 29. P. 30
[6] Zarqa M. A. Tahqiq Islamiyyat 'Ilm al Iqtisacl. N.A. P. 31-39; цит. по: Kahf M. Islamic Economics: Notes on Definition and Methodology. P. 10 - 11
[7] Abu AH Sultan. Al Mushkilat al Iqtisadiyyah al Alamiyyah al Mu'asirah и Halluha al Islami // A Discussion Paper by the Inte ationalCenter for research in Islamic Economics. 1981; цит. no: Kahf M. Op. cit. P. 18.
[8] Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ//Финансовый бизнес. - 2000. - N5. -С. 36.
[9] Жданов С.В. Указ. соч. - С. 41
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.