Экономические основы Ислама. Лекция № 9. Ислам и собственность.


Экономические основы Ислама. Лекция № 9. Ислам и собственность.

Автор: Насибуллов Артур

Происхождение права собственности. Определение и содержание права собственности. Соотношение права собственности и права владения.

Первые шаги в развитии идеи права собственности были сделаны богословско-юридическими школами, оформившимися в дамасский период халифата при Омейядах. Воззрения суннитов и шиитов, принципиально отличавшиеся по вопросам происхождения верховной власти, во мнениях о праве собственности расходились не столь кардинально. По крайней мере, исходная позиция мусульманских юристов о природе этого права была единой: единственным собственником является Аллаh. Среди четырех знаменитых суннитских мазхабов (Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, аш-Шафии и ибн Ханбала) классическим считался ханифитский, на который равнялись все остальные школы. Право собственности в ханифитском мазхабе – это право неограниченного распоряжения вещью и пользования ее плодами. Собственнику принадлежит право пользования (манфаат), право владения (кабз), право распоряжения и право извлечения доходов (тамлик).

Под владением мусульмане, в отличие от римских юристов, понимали не фактическое обладание вещью, снабженное юридической защитой, а одно из средств доказывания права собственности. Поэтому сделка, неподкрепленная фактической передачей вещи, не имела юридической силы для третьих лиц. Мусульманские правоведы признавали ее в отношении невладельца только в том случае, если он мог доказать свои слова фактом владения вещью. При таком построении доказательств были выработаны различные виды владения с более или менее точно определенными последствиями: йад, или простое держание; хияза, или длительное владение; хавз, или квалифицированное владение. Но даже длительное владение мусульманские юристы не рассматривали как основание возникновения права собственности – им было неизвестно понятие приобретательной давности. Ни добросовестный, ни недобросовестный владелец имущества, как бы долго он не владел им, не признавался собственником. Это положение проникнуто духом защиты права собственности, которое признано Кораном священным и неприкосновенным. Необходимо отметить, что понятие приобретательной давности отсутствует в мусульманском материальном праве до сих пор.

Способы приобретения ханифиты делили на первоначальные и производные. Первые считались естественными, когда право приобретается в отношении вещей, никому ранее не принадлежавших, в силу фактического овладения ими. При производном способе приобретения право приобретателя основывается на праве предшествующего собственника. Вещи, уже кому-то принадлежавшие, приобретаются в собственность в силу передачи (таслим). Другими способами приобретения ханифиты считали наследование и куплю. Утрачивается право собственности либо в силу факта, либо в силу закона. В первом случае прекращение происходит, если вещь физически погибнет, собственник откажется от своего права, либо вещь исчезнет, попав в руки врага, а во втором – в результате изъятия вещи из оборота, вероотступничества собственника и т.д.

В вопросах правоприменения шиитские правоведы  в основном полагались на суннитские мазхабы. Так, джафариты (школа шиитского толка, названная по имени шестого имама Джафара ас-Садика) настолько переняли учение аш-Шафии, что некоторые правоведы считают их пятой школой суннитского толка. Зейдиты (шиитское течение, признававшее  истинным имамом Зейда ибн Али) в основном  полагались на учение Абу Ханифы и по некоторым отдельным вопросам были согласны с аш-Шафии.

В целом для раннесредневековых мусульманских правовых школ характерно придание праву собственности теологического смысла, что отражалось на разработке института собственности в материальном праве.

Частная собственность как одна из форм собственности. Неприкосновенность частной собственности.

Суннитские правоведы (прежде всего ханифиты) обосновывали необходимость частной собственности, считая, что она установлена изречением Корана: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всякой вещи»[3]. Священный закон, по их мнению, предоставляет каждому мусульманину право приобретать всякое движимое и недвижимое имущество. Лишь наиболее крайние шиитские школы отрицали право частной собственности, устанавливая границы наследственной собственности в виде нисаба – минимума средств, которые необходимы для обеспечения мусульманской семьи в течение года.

Мусульманские юристы выделяли категории имущества, на которое может распространяться право частной собственности. К нему, в первую очередь, относились военные трофеи, продукты, полученные собственным трудом от использования природных ресурсов, результаты ремесленной деятельности. Не могли находиться в частной собственности земли и имущество немусульман, перешедшее к мусульманам мирным путем; имущество умерших, не оставивших наследника; до второй половины VIII века в частной собственности не могли находиться земельные участки.

Коран, подтверждая божественное происхождение права собственности, называет его священным. Исходя из этого, мусульманские правовые школы развили идею неприкосновенности частной собственности. В своих учениях юристы ссылались на хадисы (предания о делах и высказываниях Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), составившие Сунну): «Вам недозволенно владеть имуществом другого мусульманина иначе, как по его сердечному на то согласию», «Тот, кто погиб, защищая свою собственность, является мучеником за дело веры»[4].

Переводя религиозно-этические установки на юридический язык, мазхабы выработали ряд норм, направленных на защиту права собственности: «приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен», «никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания»[5]. Преследуя задачу обеспечить целостность и сохранность имущества частных собственников, правоведы отрицали утрату права собственности в силу давности; не признавали находку основанием возникновения права собственности: утерянная вещь, где бы она не находилась, должна быть возвращена собственнику без каких-либо притязаний нашедшего на вознаграждение. Основным средством защиты являлось хакк да'во – право притязания, которое по своему содержанию было аналогично виндикационному иску в римской юриспруденции. Истцом мог быть только собственник, не имеющий фактического владения, а ответчиком – как добросовестный, так и недобросовестный владелец, независимо от того, находилось ли имущество в их владении в момент предъявления иска.

Неоднозначность учений мазхабов о праве собственности позволяет современным мусульманским идеологам, ссылаясь на Ислам, говорить о правомерности, как национализации, так и сохранения частной собственности. Большинство мусульманских политических и религиозных деятелей защищают принцип частной собственности, не допуская его нарушения ни при каких условиях, только крайние шииты не считали частную собственность самостоятельной формой собственности. В целом же право частной собственности получило признание большинства средневековых школ. В мусульманской мысли была развита идея неприкосновенности частной собственности, получившая закрепление в нормах материального права.

Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Четвертой сессии, созванной в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 18-23 месяца джумада аль-ахира 1408 года по хиджре (6-11 февраля 1988 г.), ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Изъятие частной собственности в общественных интересах»; учитывая, что, согласно шариату, незыблемость права частной собственности является одной из основ Ислама, а неприкосновенность имущества – одна из пяти приоритетных целей шариата, что следует из текста Корана и Сунны; обращаясь к традициям отчуждения недвижимости, зафиксированным в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и действиях его сподвижников и их ближайших последователей; следуя нормам шариата по защите общества и возведения его потребностей в ранг безусловных приоритетов, когда с целью минимизации общественного ущерба могут приноситься в жертву интересы отдельных лиц, постановил:

    \t
  1. Необходимо защищать и оберегать частную собственность от любых посягательств на нее. Не разрешается ограничение ее как таковой и сужение сферы ее применения. Собственник является полновластным хозяином своего имущества и финансов, и в рамках действующего законодательства вправе распоряжаться им по своему усмотрению.
  2. \t
  3. Изъятие допускается только при соблюдении следующих законных с точки зрения шариата условий:
    \t
  • быть возмездной, с незамедлительной выплатой владельцу справедливой компенсации, величина которой определяется специалистами и не может быть меньше стоимости отчуждаемого объекта;
  • \t
  • осуществляться представителями законной власти или уполномоченными ими лицами;
  • \t
  • проводиться в силу общественной потребности, например в случае строительства мечетей, дорог, мостов и т. п.
  • \t
  • отчужденная для вышеуказанных целей собственность не должна использоваться в качестве общественных или частных инвестиций и не может пускаться в хозяйственный оборот до полного оформления на нее всех прав государства.

Если названные условия не будут соблюдены, то изъятие частной собственности обернется одной из форм нарушения прав человека и насилием по отношению к нему, что запрещено Всевышним Аллахом и Его Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

3. Если отчужденная вышеуказанным способом собственность перестанет служить общественным интересам, ее прежний хозяин или его наследники имеют первоочередное право на ее возврат с выплатой государству соответствующей компенсации.

Аллах Всезнающий.


[1]  Сюкияйнен Л.Р  Мусульманское право. М, 1986. с56.
[2] Лукоянов А.К. Взгляды шиитских идеологов на проблему собственности в контексте «исламской экономики». Сб. ст. под ред. Сюкияйнена Л.Р. М., 1986.с.91
[3] Коран сура 2,аят 29
[4] Лукоянов А.К. Взгляды шиитских идеологов на проблему собственности в контексте «исламской экономики». Сб. ст. под ред. Сюкияйнена Л.Р. М., 1986.с.94.
[5] Шарль Р. Мусульманское право. М: Иностранная литература, 1959.с78
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.