Экономические основы Ислама. Лекция № 11. Основы наследования в Исламе


Экономические основы Ислама. Лекция № 11. Основы наследования в Исламе

Автор: Насибуллов Артур

В данной книге будет проведен детальный сравнительный анализ наследования по Корану и согласно российскому законодательству, где выявлены различия, проблемы и пути их решения. Сейчас много спорят об отличиях в наследовании по мусульманским канонам и в соответствии с гражданским законодательством России. Действительно, отличия между данными правовыми системами есть. Так, например, несмотря на то, что обе системы предполагают наследование как по завещанию, так и без такового, роль завещания и порядок наследования в них отличаются друг от друга. В этой книге попробуем сравнить обе концепции и постараемся найти наиболее оптимальное решение данной проблемы для российских мусульман.

Источником исламского права служат Священный Коран и Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тема наследства в них освещена достаточно подробно, порядок наследования сложился еще при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и под его непосредственным руководством. Важнейшие вопросы - круг наследников и соотношение долей - рассмотрены в Священном Коране. «Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел. Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него и скажите им слово доброе. Пусть опасаются те, которые боялись бы за своих немощных потомков, если бы им пришлось оставить их после себя. Пусть они боятся Аллаhа и говорят слово правильное. Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени. Аллаh заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин. Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. Если же у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери достается одна треть. Если же у него есть братья, то матери достается одна шестая. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга. Ваши родители и ваши дети – вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаhа. Воистину, Аллаh – Знающий, Мудрый.»[1], определены раз и навсегда и не зависят от воли завещателя. Попытки нарушить установленный порядок относятся к тяжким грехам: «Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллаh – Слышащий, Знающий. »[2], что в исламских государствах равносильно преступлению.

Естественно, возникает вопрос – может ли мусульманин что-либо завещать лицам, не входящим в круг наследников? Например, друзьям, соратникам, благотворительным организациям? Может, но только не более одной трети от всего имущества. Важным моментом является тот факт, что при отсутствии таких распоряжений все имущество распределяется между родственниками, согласно правилам, установленным в Священном Коране.

Следующим вопросом является отношение к долгам и религиозным обязанностям. Исламом определено, что долги обязательно должны быть оплачены, выплаты вычитаются из наследства: «Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жены, если у них нет ребенка. Но если у них есть ребенок, то вам принадлежит четверть того, что они оставили. Таков расчет после вычета по завещанию, которое они завещали, или выплаты долга. Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребенка. Но если у вас есть ребенок, то им принадлежит одна восьмая того, что вы оставили. Таков расчет после вычета по завещанию, которое вы завещали, или выплаты долга. Если мужчина или женщина, которые оставили наследство, не имеют родителей или детей, но имеют брата или сестру, то каждому из них достается одна шестая. Но если их больше, то они имеют равные права на одну треть. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга, если это не причиняет вреда. Такова заповедь Аллаhа, ведь Аллаh – Знающий, Выдержанный.»[3], то же самое касается и расходов на похороны. Если у мусульманина есть невыполненные религиозные обязательства, то он также должен распорядиться на их счет.

Наследование, как по Корану, так и в соответствии с Гражданским кодексом РФ, предусматривает случаи, когда завещание не оформляется. Рассмотрим, что происходит при этом в данных правовых системах.

1. Наследование по Исламу.

Как уже было сказано выше, при отсутствии мусульманского завещания (васыя) все подлежит разделу между наследниками: «Каждому человеку Мы определили близких, которые наследуют из того, что оставили родители и ближайшие родственники. Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю. Воистину, Аллаh – Свидетель всякой вещи.»[4]

Размеры и соотношение долей определены в соответствующих аятах о наследстве.

Приведем несколько основных принципов наследования по мусульманским канонам (различия мазхабов не учтены, для этого требуется отдельная работа, к тому же цель этой главы – ознакомительная – Прим. редакции сайта):

  • \t
  • Раздел имущества производится после вычета по долговым обязательствам и расходов на похороны. \t
  • Наследниками являются ближайшие родственники – мужчины и женщины. \t
  • Доли мужчин и женщин, как правило, не равны, в большинстве случаев доля мужчины в два раза больше. \t
  • Единственная дочь наследует 1/2, если их две и более, то им полагается 2/3. \t
  • Существуют наследники, которые в определенных случаях наследуют остаток после распределения фиксированных долей. Например, отец при отсутствии сыновей, внуков, правнуков. \t
  • Муж получает 1/2 наследства супруги, если детей нет, жена в такой ситуации получает ¼. Если дети имеются, то их доли уменьшаются в 2 раза. \t
  • В число наследников входят внуки и правнуки только по мужской линии.

На основе этих и других положений вычисляется доля любого наследника-мусульманина. Распределение наследства по Священному Корану происходит путем расчетов, которые зависят от наличия (либо отсутствия) определенных родственников, их количества и пола. Необходимо производить расчет для каждого отдельного случая. Конечно, расчеты достаточно сложны, но, тем не менее, они надежно обеспечивают раздел наследства по Исламу. Каждый наследник, несмотря на отсутствие завещания, обязательно получает установленную Всевышним долю наследства.

2. Наследование по российскому законодательству.

Если отсутствует завещание, то наследование осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ (наследование по закону). Наследование происходит в порядке очередности.[5]. Каждая последующая очередь вступает в свои права, если по каким-то причинам наследники предыдущей очереди не наследуют (отсутствуют, не имеют права и т.д.). Согласно Гражданскому кодексу РФ, наследники одной очереди наследуют в равных долях. Исключение составляют случаи, относящиеся к ст. 1146 ГК РФ. Так, например, отец и мать, дети, супруг покойного составляют первую очередь и получают равные доли. Таким образом, существуют серьезные отличия между наследованием без завещания по Корану и порядком наследования, предусмотренным гражданским законодательством РФ. Сыну и дочери, жене или мужу, матери и отцу полагаются равные части, независимо от наличия остальных наследников. При этом достаточно, например, одного наследника  первой очереди, чтобы все остальные родственники ничего не получили. Упоминать о том, что равны доли братьев, дедушек, сестер и бабушек и, что законная супруга может быть только одна, уже нет смысла.

Что касается мусульманского завещания или васыя (арабск.) – это завещание, в котором содержатся: шахада, заветы потомкам, распоряжения насчет долгов, похорон, религиозных обязательств, а также, по желанию, может быть распределена одна треть имущества.

Существуют еще два важных вопроса: обязательность мусульманского завещания и вопрос о сроках – то есть вопрос  о том, как оно должно составляться.

Прежде всего, стоит учесть содержание мусульманского завещания (васыя). Если мусульманин не намерен выделить треть своего имущества в пользу ненаследников, то в завещании не будет указаний по распределению имущества, все произойдет согласно предписаниям Священного Корана и Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если у него нет каких-то особых пожеланий насчет похорон, то в исламских странах они также будут проведены по канонам веры. Отсутствие долгов и невыполненных религиозных установлений также избавляет от обязанности делать распоряжения на этот счет. В итоге, содержание васыя зависит от пожеланий и личных обстоятельств его составителя, а значит, в целом, васыя не носит обязательный характер. Мусульманское государство обеспечит наследование по Исламу и без завещания. Что касается сроков, то остается подчеркнуть, что знанием о смертном часе не располагает никто. «Воистину, только Аллаh обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллаh – Знающий, Ведающий.»[6], поэтому предписывается сделать завещание как можно скорее, после того как мусульманин узнал об этой обязанности, при условии, что у него есть такое намерение.

Каким образом такая система работает в реальных жизненных ситуациях, как это сказывается на наследниках? Ответ очень прост – родственникам в любом случае передается не менее двух третей наследства после вычета долгов, и наследнику не может прийти в голову мысль выразить недовольство размером своей доли, поскольку она определена Всевышним! Следствием этого является бесконфликтный раздел наследства по Корану.


[1] Коран, Сура 4, аяты 7-11
[2] Коран,  Сура 2, аят 181
[3] Коран,  Сура 4, аят 12
[4] Коран, Сура 4, аят 33
[5] Ст.1142-1145; 1148 ГК РФ
[6] Коран, Cура 31, аят 34
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.