Экономические основы Ислама. Лекция № 14. Завещание по Шариату в России: необходимость и основные этапы его оформления


Экономические основы Ислама. Лекция № 14. Завещание по Шариату в России: необходимость и основные этапы его оформления

Автор: Насибуллов Артур

n

Завещание «Аль-Мирас» (с араб. "наследство") – это завещание, которое не только включает в себя мусульманское завещание (васыя) в части распоряжений в вопросах похорон, религиозных обязанностей, долгов и выделения одной трети не для наследников (по усмотрению завещателя), но и предусматривает распределение оставшегося имущества между наследниками по мусульманским канонам. При этом содержание «Аль-Мирас» позволяет осуществить раздел наследства по Исламу. Учитывая все канонические требования, такой вид завещания обеспечивает законность действий наследников в рамках российского законодательства.

n

Мусульманское завещание (араб. "аль васыя") – это завещание, в котором содержатся распоряжения относительно наследства мусульманина (мусульманки), точнее не более трети его имущества, декларируется свидетельство (шахада), а также выражается воля насчет похорон, религиозных обязанностей, долгов и заветы потомкам. При этом важно отметить, что распоряжение третью имущества (не для наследников обязательных долей) осуществляется по усмотрению завещателя.

n

Подготовленные завещания Аль-Мирас включают в себя следующие положения:

n

1) разрешение вопроса относительно похорон и расходов на похороны;

n

2) включение в состав завещания Аль-Мирас распоряжений насчет невыполненных религиозных обязанностей, долгов и заветов;

n

3) предоставление возможности включить в состав завещания Аль-Мирас мусульманское завещание, т.е. определить, в чью пользу Вы бы хотели (кроме родственников, претендующих на обязательную долю) направить не более 1/3 доли Вашего имущества (на благотворительность или кому-либо конкретно);

n

4) расчет долей для Ваших ближайших родственников в соответствии с мусульманскими правилами наследования;

n

5) возможность предусмотреть положения, ограничивающего использование Вашего имущества в запрещенных формах, например, ростовщичество и др.;

n

6) признание супругов, состоящих только в мусульманском браке, наследниками.

n

Если мы не составим такое завещание не сделаем, то все наше имущество будет распределено в соответствии с российским законодательством (наследование по закону), при этом будут игнорированы религиозные каноны и обязательства. При этом составленное на основе принципов мусульманского права завещание должно соответствовать и действующему законодательству страны, чтобы иметь должную юридическую силу и предотвратить возможные имущественные споры.

n

Всевышний установил в Священном Коране: «Мужчинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, и женщинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие [независимо от того], малочисленное [наследство] или богатое. [Передается наследство] уделом обязательным [то есть в обязательном порядке все делится на определенные Священным Писанием части и распределяется в зависимости от степени родства]»[1].

n

«Это [упомянутые в предыдущих аятах положения о сиротах, о семейных отношениях, о распределении наследства, оставленного покойным] — границы Аллаhа (Бога) [которые следует знать, не переступать и которых следует придерживаться]. Кто покорен Ему (Богу, Господу) и Его посланнику, того введет Всевышний в райские обители, возле которых текут реки, и пребудут они там вечно. [Достижение этого невообразимого и непостижимого по мирским меркам] — великий успех (триумф)» [2].

n

Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания». Ибн Умар сказал: «Не прошло и одной ночи с тех пор, как я услышал эти слова от посланника Аллаха, чтобы у меня не было готового завещания!»[3].

n

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Лишенный человек тот, кто не составил завещания и умер». В другом хадисе было сказано: «Тот, кто умер, составив завещание, умер на правильном, богобоязненном пути, на пути Всевышнего и Пророка, и безгрешным».

n

Зачем необходимо оформлять завещание «Аль-Мирас»?

n

- чтобы имущество было распределено в соответствии с мусульманскими законами о наследовании.

n

- чтобы Ваша семья получила свою, предусмотренную Священным Кораном долю, без хлопот и дальнейших проблем.

n

- чтобы защитить своих детей завещание должно позволить назначить опекунов для детей в возрасте до 18 лет, которые в ином случае будут определены в соответствии с российским законодательством без учета Вашего мнения.

n

- чтобы защитить ваше завещание будет содержать требования по захоронению (чтобы Ваше тело не подвергалось кремации, бальзамированию и пр.).

n

- чтобы были исполнены имущественные и религиозные обязательства, такие как: неоплаченный махр (подарок жены), закят (обязательная милостыня) и фидья (компенсация за пропущенные молитвы и посты).

n

- чтобы защитить свое будущее завещание позволит сделать пожертвования для получения Вами (по милости Всевышнего) благих дел даже после Вашей смерти.

n

5 шагов оформления завещания «Аль-Мирас»:

n

1 шаг: выбрать исполнителя (исполнителей) завещания и определить опекунов для несовершеннолетних наследников, если такие у Вас есть.

n

2 шаг: составить мусульманское завещание (васыя), завещать по желанию до 1/3 доли от всего имущества (за минусом долгов и расходов на похороны), например, на благотворительные цели и/или дальним родственником, не имеющим право на обязательную часть.

n

3 шаг: определить круг наследников и рассчитать их доли, согласно мусульманским канонам.

n

4 шаг: составить завещание «Аль-Мирас», соответствующее действующему законодательству и Шариату, учитывающее все необходимые пункты.

n

 5 шаг: заверить завещание «Аль-Мирас» в установленном законом порядке.

nn
nn
nn
nn[1]Св.Коран 4:7, Священный Коран. Смыслы. Том 1. Ш.Аляутдиновnn
n
nn[2] Св.Коран 4:13, Священный Коран. Смыслы. Том 1. Ш.Аляутдиновnn
n
nn[3] от Ибн Умара, аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239nn
n
Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.