Экономические основы Ислама. Лекция № 15. Коран и хадисы о наследстве
Автор: Насибуллов Артур
nАяты Корана и хадисы, касающиеся наследства, можно разделить на следующие группы:
n1) относящиеся к исламским законам наследования:
nАллаh установил в Священном Коране:
n«Мужчинам [вне зависимости от возраста[1]] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, и женщинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие [независимо от того], малочисленное [наследство] или богатое. [Передается наследство] уделом обязательным [то есть в обязательном порядке все делится на определенные Священным Писанием части и распределяется в зависимости от степени родства]»[2].
n«Это [упомянутые в предыдущих аятах положения о сиротах, о семейных отношениях, о распределении наследства, оставленного покойным] — границы Аллаха (Бога) [которые следует знать, не переступать и которых следует придерживаться]. Кто покорен Ему (Богу, Господу) и Его посланнику, того введет Всевышний в райские обители, возле которых текут реки, и пребудут они там вечно. [Достижение этого невообразимого и непостижимого по мирским меркам] — великий успех (триумф)»[3].
n«Кто не покорен Богу и Его посланнику и преступает границы [запретного, совершая недопустимое и греховное], тот [в результате совершенных проступков и нарушений] будет введен навечно в Ад, где его постигнет унизительное наказание»[4]
n2) относящиеся к бедным и сиротам:
n«Если во время распределения наследства придут (объявятся) [дальние] родственники [которые не могут претендовать на наследство], сироты и нищие, то дайте им [хоть что-нибудь, пусть даже малое, во избежание обид] и обращайтесь с ними пристойно (вежливо) [так, чтобы зависть, неприязнь не зародились в их сердцах]»[5].
n(3) касающиеся исполнителей и опекунов:
n«Пусть же [опекающие сирот] страшатся Бога сделать что-либо неправильное по отношению к ним, пусть напоминают себе о том, что их родные дети никак не застрахованы от внезапной кончины родителей, от вероятности стать такими же сиротами. Относитесь же к чужим детям так, как хотели бы, чтобы относились к вашим. [Относитесь к ним так же, как вы относитесь к своим]»[6].
n(4) касающиеся сирот:
n«Кто поедает (тратит на себя) имущество сирот, не имея на то права, воистину, опускается в их животы огонь [набивают они свои чрева огнем Ада], где и окажутся [в вечности] (и печься им в адском огне)»[7].
n(5) связанные с распределением наследства:
n«Повелевает вам Аллаh (Бог) [при распределении наследства родителей] детям передавать из расчета: мальчикам в два раза больше, чем девочкам/[8]. Если же [у покойного или покойной остались две] и более дочерей [а сыновей нет], то им [передаются] две трети [всего наследства]. Если же [у покойного или покойной из детей лишь] одна дочь, то ей — половина [всего наследства]. [Если у покойного или покойной лишь один сын, а дочерей нет, то он забирает все (после того, как обязательные отчисления будут произведены другим близким родственникам); если сыновей двое, а дочерей нет, тогда они забирают пополам все оставшееся после раздачи фардовых (обязательных) распределений].
nЕсли же [у покойного, покойной остались] родители, то каждому из них [передается] шестая часть из оставленного [и это в том случае], если у него [у покойного или покойной] есть дети. Если же детей нет, а родители есть, тогда матери [покойного передается] треть [наследства]. В случае же, когда есть братья [или сестры, двое или более] у него [у покойного или покойной], тогда матери — шестая часть. [Если у покойного лишь один брат или одна сестра, тогда матери покойного передается треть наследства.]
n[А распределение наследства между родными покойного начинается] после передачи соответствующих материальных ценностей согласно завещанию [если таковое имеется, но размер выплат по нему не может превышать одной трети от всего наследства] и после уплаты долгов. [Выплата долгов крайне важна для положения покойного в период ожидания Судного Дня и в вечности, даже если исполнение финансовых обязательств усопшего (письменно оформленных при свидетелях) оставит наследников и тех, кому было что-то завещано, ни с чем]. Вы не знаете, кто вам ближе (дороже) — ваши родители или дети. [Упомянутые формы распределения наследства возведены] Аллахом (Богом) в ранг обязательного [независимо от того, к кому и как вы относитесь, кого любите больше, а кого — меньше].
nВоистину, и нет сомнения в этом, Всевышний в полной мере обо всем осведомлен [ничто нельзя сокрыть от Него] и бесконечно Мудр»[9].
n«Вам [мужьям в качестве наследства] — половина из того, что оставляют жены [покидая бренный мир], если детей у них нет. Если же дети есть [от вас они или от предыдущего мужа, неважно], тогда — четверть из того, что они [ваши жены] оставили. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойной].
nИм же [вашим женам, если вы умрете] — четверть из того, что оставите, если детей у вас нет. Если же дети есть [родившиеся в браке с этой женой или прежней вашей супругой], то им — восьмая часть [от всего наследства], что оставлено вами. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов. [Если жен больше одной, тогда между ними поровну распределяется четвертая часть (если нет детей) или восьмая часть (если есть дети).]
nЕсли же у покойных мужчины или женщины нет ни детей, ни родителей, но есть [сводные] брат или сестра [по матери], то любому из них — шестая часть [от всего наследства, если один брат или одна сестра]. Если же их [братьев и сестер по матери] будет больше [двое и более], то между ними ровно распределяется треть [наследства, то есть одинаково между мужчинами и женщинами][10]. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойного, покойной], без нанесения вреда [например, когда завещается треть наследства кому-то не из благих побуждений, а с намерением навредить наследникам; или когда приходят к родственникам умершего с требованием выплаты его долгов, которых на самом деле у него не было].
nВсе это — повеление от Аллаhа (Бога, Господа) [следовать вам этому обязательно и необходимо]. Он — Всезнающ и Терпелив [сразу не наказывает людей, дает им возможность раскаяться и исправиться]».[11]
n6) касающиеся усыновления:
n«Аллаh не даровал человеку двух сердец в одном теле. Он не сделал вашими матерями тех ваших жен, которых вы объявляете запретными для себя, и не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями. Это – всего лишь слова из ваших уст. Аллаh же глаголет истину и наставляет на прямой путь»[12].
n7) касающиеся подарков:
n«Если придет к кому-либо из вас смерть [появятся признаки приближения смерти], а у него остается благо [богатство, имущество], то предписано ему [оставить] завещание. Оно предназначено для родителей и родных, в соответствии с общепризнанными местными нормами [должно быть справедливо, со вниманием к малоимущим родственникам]. Набожные люди серьезно подойдут к этому вопросу»[13].
n8) касающиеся ребенка-зина (незаконнорожденный ребенок):
nБыло сообщено, что Пророк Мухаммед, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Какой бы человек не совершил зина со свободной женщиной или рабыней, ребенок (что она родит) будет является ребенком зина (греха). И он не наследует (от него) и не дает ему наследство»[14].
n9) касающиеся немусульман:
nПосланник Всевышнего, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не наследует мусульманин от неверного и неверный от мусульманина»[15].
n10) относящиеся к доли наследства — в качестве милостыни (не родственниками-наследникам):
nПророк Мухаммед, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «[Да], одна треть, но даже одна треть - это слишком много» (рассказывает Ибн Аббас).
n11) касающиеся рекомендуемых форм благотворительной деятельности:
nРассказано Ибн ´Умаром:
n«Умар получил некоторую собственность в Хайбар и он пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сообщил ему об этом. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Если хочешь, можешь передать эту собственность в качестве благотворительности». Так Умар передал эту собственность в качестве благотворительности (т.е. в качестве пожертвований), которое должно было быть использовано на благо бедных, нуждающихся, родственников и гостей»[16].
nБыло сообщено, что Пророк Мухаммед, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек умирает, его благие деяния заканчивается, но есть три вещи, которые продолжают его благие деяния: повторяющаяся благотворительность, знания (которыми пользуются люди) или благочестивый сын (дочь), который(ая) молится за него (для умерших)»[17].
nnnn
nn
- Банки и ростовщичество 29
- Финансы 43
- Страхование 8
- Купля-продажа 74
- Интернет-торговля 6
- Оказание услуг 25
- Наёмный труд 59
- Халяль/харам 78
- Закят 17