Фикх аль-муамалят. Раздел 7. Дозволенность торговли в Шариате


Фикх аль-муамалят. Раздел 7. Дозволенность торговли в Шариате

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

 

Торговля узаконена в Шариате на основе Корана, Сунны, единогласного мнения уммы (иджма) и разума.

 

Что касается Корана, то Всевышний Аллах сказал: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество»1.

 

Что касается доказательства из Сунны, то передается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что его спросили о том, какой заработок является наилучшим, и он ответил: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной сделки»2, то есть Аллах этим доволен, поскольку это соответствует Шариату. Также в то время, когда был ниспослан Пророк (мир ему и благословение Аллаха), окружающие люди продавали и покупали, и он молчаливо одобрил это. Данное подтверждение – это один из видов пречистой Сунны, которая имеет следующие виды: «Слова, дела, описание и способ». Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) промолчал в отношении какого-то действия, которое было совершено в его присутствии, то это указывает на его (мир ему и благословение Аллаха) одобрение и на то, что это действие относится к дозволенным в Шариате.

 

Что касается доказательства на основе единогласного мнения уммы (иджма), то ранние и поздние поколения мусульман объединились в том, что в целом торговля дозволена со времен Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и до нашего времени, и никто не отрицал данного факта. Люди продавали, покупали, занимались торговлей, и никто из ученых никогда это не запрещал. Всё это указывает на то, что торговля разрешена Шариатом в соответствии с единогласным мнением уммы (иджма).

 

Что касается доказательства разума, то оно заключается в понимании очевидности того, что человек не может удовлетворить все свои нужды в еде, одежде, лекарстве и в других естественных вещах, которые ему необходимы для его жизнедеятельности. Человек не может один обеспечить себя всем этим. Например, сеять и собирать урожай, молоть пшеницу, делать муку, чтобы печь хлеб, строить дома, ткать ткани, заниматься столярным ремеслом, кузнечным делом, литейным производством, добывать железо и другие металлы из рудников, и выполнять все эти нужды самому. Это же невозможно, кроме как без участия в этом всех людей3. Поэтому человек будет нуждаться в том, что у других людей4. Просто так никто не может дать другому то, в чем тот нуждается, без того чтобы тот дал что-то ему взамен. Если люди будут брать то, что в руках других, насильственным способом, то это будет огромным злом, Аллах же не любит несправедливость.

 

Поэтому Мудрый и Знающий Аллах дозволил торговлю для своих рабов, то есть дозволил им продавать и покупать, чтобы они, обмениваясь товарами, удовлетворяли свои нужды, получали пользу, а также чтобы в этой земной жизни между ними существовала взаимовыручка и помощь, что понимается из Слов Всевышнего Аллаха: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество»5; «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»6.

 

Имам ибн Хаджр Аскаляни сказал: «Торговля – это переход собственности к другому в обмен на установленную цену. Покупка же – это принятие этого владения. Разум подтверждает это, поскольку нужда человека связана с тем, что находится у другого. Хозяин того, в чем человек нуждается, просто так это не отдает. Дозволенность торговли – это средство достижения цели без трудностей7. По этой причине Аллах ниспослал аят: ««О вы, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию»8.9

  

  
  
  [1] Сура 2 «Корова», аят 275.  
 
  [2] Передали Аль-Баззар, а также Ахмад в «Муснаде».  
 
  [3] Имеется в виду, что люди поделили меду собой виды деятельности и из-за этого нуждаются друг в друге.  
 
  [4] Например, у кузнеца нет хлеба, у ткача – машин и так далее.  
 
  [5] Сура 2 «Корова», аят 275.  
 
  [6] Сура 5 «Трапеза», аят 2.  
 
  [7] То есть человеку было бы трудно жить без торговли.  
 
  [8] Сура «Женщины», аят 29.  
 
  [9] Приводит ибн Хаджр в комментарии к сборнику хадисов Аль-Бухари «Фатх Аль-Бари» (4/336). Имам Аль-Бухари начинает раздел «Торговля» в «Сахих» с аятов: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество»; «Только путем торговли по обоюдному вашему согласию».  
 

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.