Доход клиники пластической хирургии с точки зрения Шариата


Доход клиники пластической хирургии с точки зрения Шариата

Автор: Шовхалов Шамиль


Забота о собственном здоровье есть непреклонная обязанность каждого мусульманина, однако в нынешнее время наблюдается существенная тенденция распространения различного рода услуг, которые не имеют отношения к болезненному состоянию человека, а заключаются в личных пожеланиях людей изменить свою внешность. Встает вопрос о правомерности с точки зрения мусульманского богословия законности коммерческой деятельности, связанной с пластической хирургией. Автор на основе заключений исламских ученых обобщает ответ в этой статье.


Пластическая хирургия – это направление хирургии, занимающееся восстановлением функций и форм органов, исправлением врождённых или приобретённых дефектов и деформаций поверхности человеческого тела или ткани.


В медицине выделяют два вида пластической хирургии:


t
Реконструктивная – направлена на устранение различного рода врождённых или приобретённых недостатков. К первой категории относятся операции, целью которых является удаление (исправление) врожденных или приобретенных дефектов (уродств) на лице и других частях человеческого тела. Например, коррекция носа при затруднении дыхания, нависание век, полностью перекрывающих глаза, серьезные дефекты после ожогов и т. д.
t
Эстетическая – направлена на улучшение внешности человека. Например, в настоящее время существует огромное количество клиник, где осуществляют такого рода пластические операции. Особенно популярны такие услуги, как подтяжка лица, коррекция носа, бровей и т. д.



Основываясь на хадисе (смысл): «Недопустимо причинять вред ни себе, ни другим» («Аль-Муватта» имама Малика), и согласно мнению большинства исламских богословов, Шариат дозволяет первый тип операций, так как это облегчает жизнь человека в различного рода аспектах: физиологическом, психологическом и т. д. Поэтому логичным является разрешение операций по вставлению зубов и пр. К тому же на данную тему существует хадис, согласно которому Пророк Мухаммад дозволил носить искусственный нос мужчине, потерявшему его в сражении («Аль-Джами аль-Кабир» имама ат-Тирмизи). Случаются ситуации, когда хирургическое вмешательство и вовсе является обязательным для сохранения жизни человека.


Второй вид пластической хирургии не дозволяется Шариатом, так как это делается исключительно для повышения внешней привлекательности. По данной теме существуют различные шариатские источники. Например, в Коране запрещено изменение внешности, данной Богом, так как проявление недовольства по отношению к своему облику означает недовольство к Господу, Который передал слова сатаны (смысл): «Я непременно прикажу людям искажать творения Аллаха» (4:119). Также существует хадис (смысл): «Аллах проклял делающих татуировки и тех, кому их делают, а также тех, кто просит, чтобы им выщипывали брови, тех, кто подпиливает себе зубы, чтобы сделать их более красивыми, которые изменяют творение Аллаха!» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари). Очевидно, что сюда же относится и нанесение татуажа, который в основе своей недозволен, что подтверждается мнениями богословов, исходящими из многочисленных хадисов.


Отметим, что по некоторым пунктам существуют некоторые разногласия, как, например, в шафиитском мазхабе дозволено выщипывать брови при разрешении этого мужем, и пр.


Таким образом, владельцам клиник, практикующих подобные операции, важно руководствоваться следующими правилами:


– разрешается практиковать реконструктивные операции;


– запрещаются эстетические операции;


– учитывать исключения четырех правовых школ в Шариате.


Отдельно необходимо рассмотреть ситуации, когда недостатки людей оказывают исключительно негативное психологическое воздействие, хотя и не связаны с физическим здоровьем. Например, когда размеры различных частей тела (нос, уши и пр.) крайне велики. По данному поводу существуют разногласия среди специалистов в данной области. Автор склоняется ко мнению, что если на такого рода операции нет рекомендации достоверного во всех отношения врача, то они не могут иметь место. Что же касается плохого психологического состояния людей на этой основе, то, к сожалению, в наше время многие люди недовольны своей внешностью, не связывая это с аномальными отклонениями.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.