Фикх аль-муамалят. Раздел 12. Обмен товаров на деньги с первоначальным авансом (ас-салам)


Фикх аль-муамалят. Раздел 12. Обмен товаров на деньги с первоначальным авансом (ас-салам)

Автор: Шейх Мухаммад Али СабуниКнига: Фикх аль-муамалятКомментарии: Ахмад Абу Яхья


Этот вид торговли – это обмен товара с отсрочкой на деньги, вручаемые на месте. В терминологии исламского права (фикха) это называется «байу ас-салам» или «ас-салаф». Например, покупатель приобретает у крестьянина пшеницу, или ячмень, или масло, или хлопок и отдает ему деньги сразу же на месте, но товар получает лишь через некоторое время, например, когда будет собран урожай или в какой-то иной условленный срок1.


Основа в данном виде торговли – недозволенность, поскольку это продажа того, чего нет в данный момент, а продажа того, чего нет в момент сделки, запрещена Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в следующем хадисе (смысл): «Не продавай того, чего у тебя нет в наличии»2.


Однако Всевышний дозволил данный вид сделки в качестве исключения и из-за нужды крестьянина и сеятеля, а также из-за имеющейся потребности людей3.


Человек дает в долг, а в этом порой многие нуждаются. Сам по себе долг дозволен, поскольку в этом есть потребность и некая польза. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил все, в чем есть вред для людей, в известном хадисе: «Не причиняйте вред кому-то и не причиняете вред в ответ». Аллах проявляет Милость к своим рабам, чтобы и они тоже проявляли милость между собой. Как сказано в Коране: «…не убивайте друг друга. Воистину, Аллах милостив к вам4».5


Имам Кудури6 сказал: «Продажа с отсрочкой товара (ас-салам) в языковом значении – это сделка, включающая в себя выплату денег в момент заключения сделки с одной стороны и продажу товара с отсрочкой с другой стороны. Данная сделка установлена Шариатом в противоречие суждению по аналогии (аль-кыяс), потому что это продажа того, чего нет в момент сделки. В данном случае суждение по аналогии (аль-кыяс) не принимается в расчет, поскольку есть доказательства в Коране и Сунне, а также существует единогласное суждение ученых (аль-иджма).


Что касается Корана, то это следующий аят: О вы, которые уверовали! Если вы берете или даете [в долг] на определенный срок, то [закрепляйте это] письменно»7. Ибн Аббас при толковании этого аята сказал: «Я свидетельствую, что Аллах сделал дозволенным сделку ас-салам и ниспослал по этому поводу в Коране самый длинный аят»8. Затем ибн Аббас прочитал этот аят целиком.


Что касается доказательств из Сунны, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас заключает сделку ас-салам, то пусть делает это в отношении известного объема или веса при условии, чтобы срок был строго установлен»9.


________________________________________________________________________________________________________


[1] Например, через месяц или первого октября. Важно, чтобы конкретный срок был обговорен на месте, и обе стороны сошлись на этом.


[2] Имам Ат-Тирмизи привел хадис в разделе «Торговля» (1232) от Хакима бин Хазама, который сказал: «Я пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ему: «О Посланник Аллаха, ко мне пришел человек и попросил продать ему то, чего у меня сейчас нет. Я могу купить это на рынке, а потом продать ему?» – Пророк, мир ему и благословение Аллаха,  ответил: «Не продавай того, чего у тебя нет в наличии». В другом хадисе сказано: «Он запретил продавать мне то, чего у меня нет в данный момент».


[3] Чтобы начать сеять, человеку нужны семена, техника, рабочая сила, но порой у него нет денег. Поэтому в качестве исключения, хотя это в своей основе и запрещено, в Шариате это дозволенно именно из-за имеющейся нужды. Когда же пшеница взращена и собрана, она передается продавцу в условленное время.


[4] Сура «Женщины», аят 29.


[5] Автор приводит эти доводы как обоснование на то, что если Аллах создал в рабах нужду в чем-то, то Он же и дает этим рабам выход, не противоречащий Его Законам.


[6] Автор известного труда по ханафитскому фикху – «Мухтасар Кудури».


[7] Сура «Корова», аят 282.


[8] Это 282 аят Суры «Корова», в современном экземпляре Корана (мусхаф) он занимает всю страницу целиком.


[9] Этот хадис приводят Имам Бухари в разделе «Ас-салам» (2240), Имам Муслим (127), Имам Тирмизи в разделе «Торговля» (1311).

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.