Фикх аль-муамалят. Раздел 15. Молчаливая форма заключения сделки по Шариату


Фикх аль-муамалят. Раздел 15. Молчаливая форма заключения сделки по Шариату

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни
nКнига: Фикх аль-муамалят
nКомментарии: Ахмад Абу Яхья

n

Что касается второго способа заключения сделки, то это молчаливая форма (аль-байу би ат-таати или би аль-муатати). Её суть заключается в том, что человек берет товар и отдает за него деньги без произнесения вслух фразы «Я купил», а продавец не произносит вслух слова «Я продал». Это известный способ, практикуемый в наши дни.

n

В отношении дозволенности молчаливого заключения сделки у ученных по исламскому праву (фукаха) есть разногласия. Большинство дозволяет такую форму: ученые маликитского, ханбалитского и ханафисткого мазхабов. Имам Шафии, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Недействительна торговая сделка без произнесения формы предложения и согласия».

n

Передается от имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, что молчаливое заключение сделки действительно в мелких, недорогих покупках и недействительно в отношении сложных и дорогих. Например, молчаливая форма заключения сделки дозволена в отношении животных, тканей, одежды, еды, вещей хозяйственного назначения, а не дозволена, например, в отношении дома, завода, сада, большого магазина и другого, подобного этим вещам в силу их дороговизны и важности.

n

Доказательство, которое использует большинство ученых трех мазхабов [1], заключается в том, что Аллах дозволил торговлю и не разъяснил способ заключения торговой сделки, поэтому в отношении способа, по их мнению, можно обратиться к практике людей. Известно, что в торговле участвует множество  людей, которые в этом нуждаются, и если мы сделаем обязательным условием проговаривание формы предложения и согласия в каждой сделке, то в этом будет определенная сложность для каждого. Например, человек хочет купить себе одежду, цену которой он знает, или хочет купить что-то из еды, а мы поставим условие, что сделка будет действительна только путем произнесения формы предложения и согласия. В данном случае мы создадим людям определенную сложность, хотя в Коране сказано (смысл): «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» [2].

n

Также важно учесть, что Аллах не обозначил какие-либо условия для действительности торговой сделки, кроме довольства обеих сторон, как об этом сказано в Коране (смысл): «…путем торговли по обоюдному вашему согласию» [3]. К тому же Аллах в Коране не указал на какую-то определенную форму произнесения предложения и согласия.

n

Также известно, что сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, торговали на рынках, ограничиваясь тем, что указывает на довольство сторон. Даже имам Малик, да смилуется над ним Аллаха, сказал: «Торговая сделка заключается так, как люди привыкли это делать. Если среди людей какой-то местности принято заключать сделку определенным способом, то это указывает на дозволенность данной формы. Как сказано в стихе:

n

«Обычай (аль-урф) принимается в Шариате,

n

Тем самым, сопутствуя положению какого-либо вопроса» [4].

n

В книге «Аль-Ихтияр» [5] сказано: «Торговая сделка заключается путем произнесения формы предложения и согласия в прошедшем времени, используя слова продавца и покупателя «Я продал» и «Я купил» соотвественно, а также  всеми иными словами, указывающими на этот смысл. Также сделка заключается, используя молчаливую форму, как в простых, так и в сложных вещах, что передано от имама Мухаммада, известного ученика имама Абу Ханифы, поскольку данная форма указывает на довольство обеих сторон, как это происходит при предложении и согласии. Шейх Курхи [6] посчитал, что торговая сделка заключается молчанием только в простых вещах, являющихся обычными для купли-продажи» [7]. [8]

n

Таким образом, правильное мнение – это мнение большинства, что молчаливая форма заключения сделки дозволена в Шариате в отношении любых предметов купли-продажи, поскольку в ней присутствует согласие сторон и их довольство.

n

______________________________________________________________________________

n

[1] Кроме шафиитского мазхаба.

n

[2] Сура «Хадж», аят 78.

n

[3] Сура «Женщины», аят 29.

n

[4] «Аль-тухфату аль-фукаха» (2/30), «Аль-фикху аля аль-мазахиби аль-арбаати».

n

[5] Известная книга по ханафитскому фикху.

n

[6] Известный ханафитский ученый.

n

[7] «Аль-ихтияр» (2/4).

n

[8] В шафиитском мазхабе молчаливая форма запрещена в своей основе, как это было указано в книге, но существуют мнения среди шафиитских ученых, что она все же дозволена. Например, это можно увидеть в книге «Кифая аль-Ахьяр» имама Такиюддина аль-Хисни.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.