Фикх аль-муамалят. Раздел 18. Условия заключения сделки по Шариату. Третье условие


Фикх аль-муамалят. Раздел 18. Условия заключения сделки по Шариату. Третье условие

Автор: Шейх Мухаммад Али СабуниnКнига: Фикх аль-муамалятnКомментарии: Ахмад Абу Яхья

n

Третье условием действительности сделки заключается в том, чтобы на имущество человека не был наложен арест по причине того, что он является сафихом.

n

Сафих – это тот, кто использует свое имущество неразумным образом. Сделки с сафихом не действительны, даже если он совершеннолетний, поскольку имущество – это дар от Аллаха, и с этим имуществом связаны права всей уммы и всего общества. Поэтому  Всевышний запретил самостоятельно пользоваться имуществом тому, кто крайне расточителен, и повелел накладывать на него арест в качестве защиты самого человека и общества в целом. Как сказано в Коране (смысл): «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования…» [1]. Имущество – это опора жизни и гарантия благ для людей. В аяте же Аллах использовал выражение «вашего имущества», указывая на то, что имущество расточительного человека принадлежит обществу, и в аяте не было сказано, что это имущество расточительного человека, тем самым было указание на наложение ареста [2], пока он не вернется к состоянию зрелого ума и сможет правильно распоряжаться своим имуществом. Как сказано в Коране (смысл): «Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» [3].

n

Сегодня много слабоумных расточительных людей, которые тратят сотни тысяч за одну ночь на свои низменные страсти, в то время как другие люди умирают от голода и замерзают от отсутствия одежды. Если бы к таким людям было применено обсуждаемое шариатское повеление, то на их имущество был бы наложен арест в целях защиты общества и всей уммы.

n

Доказательство важности и необходимости наложения ареста на имущество людей, которые чрезмерно расточительны, можно встретить в хадисе, переданном от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Жил один человек, который был слабоумен, но при этом вел торговлю с людьми. Однажды его родственники пришли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказали: «О Пророк, наложи на его имущество арест», – т.е. запрети ему пользоваться имуществом. Пророк, мир ему и благословение Аллаха,  призвал его и запретил ему торговать с людьми. Этот человек сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «О Пророк, я не откажусь от торговли». Тогда Пророк мир, ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Когда будешь заключать сделки, то говори: «Без обмана» [4].

n

Слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Без обмана» означают, чтобы при торговле он поставил условием, чтобы не было обмана и мошенничества. Если в дальнейшем выяснится, что в сделке был обман или мошенничество, то этот человек сможет вернуть то, что он продал, по причине того, что такое условие было поставлено при заключении сделки.

n

Имам Ат-Тирмизи сказал: «Хадис, переданный Анасом, относится к степени «Хороший» (Хасан). Также этот хадис практиковали некоторые ученые. Например, Имамы Ахмад и Исхак сказали, что в отношении свободного человека со слабым рассудком дозволенно запрещать распоряжаться личным имуществом, продавать и покупать его. Однако некоторые ученые посчитали, что нельзя накладывать арест на имущество свободного и совершеннолетнего человека» [5].

n

Таким образом, когда слабость ума не доводит до какого-то крайнего расточительства, то на его имущество не накладывается арест, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучил такого человека в хадисе ставить условие и говорить слова «Без обмана», то есть без обмана и мошенничества. Что же касается действительно крайне расточительного человека, то на его имущество накладывается арест, исходя из аята «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества [6]. [7]

n

_____________________________________________________________________________________

n

[1] Сура «Женщины», аят 5.

n

[2] Например, если в шариатском государстве некие люди жалуются на расточительного родственника, то соответствующие инстанции накладывают арест на имущество такого человека, который уже не может самостоятельно использовать его.

n

[3] Сура «Женщины», аят 6.

n

[4] Хадис привел Ат-Тирмизи (1250), Абу Дауд в разделе «Торговля» (3501), а также Ан-Насаи в разделе «Торговля» (12).

n

[5] «Сунан Ат-Тирмизи» (3/552).

n

[6] Сура «Женщины», аят 5.

n

[7] Более подробно данный вопрос будет исследован в разделе про арест имущества.

n

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.