Фикх аль-муамалят. Раздел 20. Продажа чего-либо без разрешения владельца (аль-фудули)


Фикх аль-муамалят. Раздел 20. Продажа чего-либо без разрешения владельца (аль-фудули)

Автор: Шейх Мухаммад Али СабуниnКнига: Фикх аль-муамалятnКомментарии: Ахмад Абу Яхья

n

Аль-фудули – это сделка без разрешения, подобная гостю на празднике, который пришел туда без приглашения. Сделка аль-фудули предполагает, что кто-либо совершил продажу имущества без разрешения владельца этого имущества. Если владелец этого имущества доволен заключенной сделкой, то она признается действительной, а если он не доволен, то сделка отменяется.

n

Та же логика применяется и в ситуации, когда имущество покупают для другого человека без его разрешения, то есть сделка действительна, если владелец денег доволен покупкой и недействительна, если не доволен.

n

В отношении данного вида сделки существуют разногласия среди ученых. В маликитской и ханафитской правовых школах (мазхаб) она дозволена, а имам Аш-Шафии запретил ее, сказав, что она не действительна с точки зрения Шариата. Доводом шафиитского мазхаба считается отнесение сделки к ситуации, когда кто-то продает что-либо, не владея этим, а в Шариате существует запрет на продажу того, что ему не принадлежит. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Не продавай того, чего у тебя нет в наличии» [1].

n

Доводом маликитской и ханафитской правовых школах (мазхаб) считается следующий хадис: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал Хакима бин Хизама купить ему жертвенного барана за один динар, и тот купил, заработав один динар.   Имеется в виду, что этот сподвижник купил барана, а потом продал его. На эти деньги он купил нового барана, и еще остался один динар. После того, как он отдал барана, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Принеси в жертву барана и отдай в качестве милостыни этот динар» [2].

n

 Данный хадис указывает на то, что сподвижник продал имущество, которым он не владел. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, одобрил эту сделку и призвал отдать в качестве милостыни полученную прибыль [3].

n

Также имам Малик в качестве довода приводит другой хадис, который можно найти в сборнике имама Ат-Тирмизи от Укбы Аль-Бараки: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал мне динар, чтобы я купил ему барана. Я купил на этот динар два барана, а потом продал одного из них за один динар. В итоге я пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с динаром и с бараном и сказал ему: «Это ваш баран и ваш динар». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да благословит Аллах твою торговлю» [4].

n

Имам Ат-Тирмизи комментирует приведенный выше хадис: «После этого случая этот сподвижник направился в Куфу для продажи скота и получил огромную прибыль, став одним из самых богатых людей той местности» [5]. Это произошло из-за благословения (дуа) Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

n

Способ доказательства дозволенности сделки аль-фудули упомянутым хадисом следующий. Сподвижник продавал и покупал без разрешения того, кто его уполномочил. Он купил барана и продал его за удвоенную сумму, а затем купил другого барана, после чего он пришел с этим бараном к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, заработав один динар. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не только не сделал порицание за произведенные сделки, но и произнес за него мольбу (дуа), в результате чего этот сподвижник стал самым богатым человеком Куфы. Если бы эта сделка была не дозволена, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не одобрил бы её.

n

Данный хадис наряду с хадисом от Хакима бин Хизама указывает на дозволенность сделки аль-фудули при условии довольства владельца [6].

n

_______________________________________________________________________________

n

[1] Этот хадис приводят имамы Ат-Тирмизи (1323) и Абу Дауд (3503).

n

[2] Этот хадис приводят имамы Ат-Тирмизи (1257) и Абу Дауд (3386).

n

[3] Если бы сделка была недействительна, то и прибыль была бы запрещенной (харам), а такие деньги нельзя отдать в качестве милостыни.

n

[4] Этот хадис приводят имамы Ат-Тирмизи (1258) и Аль-Бухари (1715).

n

[5] Сунан Ат-Тирмизи (3/559).

n

[6] Например, если у кого-то находится чужое имущество, то он может продать его без разрешения владельца, но эта сделка будет находиться в подвешенном состоянии, пока владелец этого имущества не одобрит её. Если он одобрит, то сделка будет действительной, если не одобрит, то сделка будет расторгнута.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.