Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд


Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд

Автор: Шовхалов Шамиль

Для создания, функционирования и дальнейшего развития коммерческой организации необходимы финансовые ресурсы. Являясь основой при организации и развитии предприятия, финансовые ресурсы должны соответствовать шариатским нормам и принципам.

Финансовые ресурсы – это источники формирования и увеличения активов организации, которые по юридической принадлежности делятся на собственные и заемные.

В экономической литературе собственные финансовые ресурсы по источникам формирования классифицируют на инвестированные и накопленные. В свою очередь инвестированный включает в себя такие источники:

– вклады от учредителей (акционеров, пайщиков) в момент учреждения;

– последующие взносы извне: уставный капитал, включая его увеличение за счет дополнительных взносов учредителей; добавочный капитал в части эмиссионного дохода и курсовых разниц, возникших при формировании уставного капитала.

Рассматривая инвестированный капитал сквозь призму норм Шариата, следует выделить ситуации, когда каждый из видов данного источника становится запретным.

Вклады от учредителей должны соответствовать нормам Шариата, в том отношении, что они изначально не должны быть добыты запрещенным путем. Этому была посвящена вторая глава данной книги. Такое понимание исходит из того, что прибыль, полученная в результате запрещенных хозяйственных операций, не может являться нормальным источником финансирования активов организации согласно исламской позиции. Также к запрещенным источникам относят деятельность, связанную с любым видом мошенничества, взятками, насильственным приобретением и т. д.

Таким образом, инвестированный собственный каптал должен оцениваться с точки зрения тех источников, к которым прибегли вкладчики, акционеры и т. д.

Аналогично оцениваются и последующие взносы извне.

Накопленный капитал – это капитал, генерируемый в процессе коммерческой деятельности, включающий уставный капитал в части пополнения за счет прибыли, резервный капитал, нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), эмиссионный доход и доходы будущих периодов.

Соответственно, в части пополнения уставного капитала за счет нераспределенной прибыли, самой нераспределенной прибыли и др. требования к данным источникам носят схожий с предъявляемыми к инвестированному капиталу характер.

Отдельно стоит выделить эмиссионный доход, образующийся в результате эмиссии ценных бумаг.

Заемный капитал в целом можно разделить на заемные средства и кредиторскую задолженность.

Заемные средства – это денежные ресурсы, полученные на определенный срок с уплатой процента по ним. Заемные средства могут включать:

– банковские кредиты;

– займы юридических лиц;

– облигации и др.

Общей чертой заемных средств, привлекаемых физическим или юридическим лицами на территории РФ, является их платность, т. е. начисление установленной процентной ставки на основную сумму долга, которые требуется выплатить в определенные периоды, установленные в договоре. Общеизвестным фактом является наличие в Шариате запрета на любые сделки, которые предполагают такую схему, т. е. ростовщичество. Так, в Коране сказано (смысл): «...Аллах… запретил ростовщичество...» (2:275). Ростовщичество в Шариате возникает в двух видах сделок: кредитные отношения и купля-продажа. В данном труде ранее они были исследованы, поэтому нет необходимости раскрывать их сущность заново.

Следующий источник финансовых ресурсов коммерческой организации – это кредиторская задолженность.

Кредиторская задолженность – это задолженность физического или юридического лица перед другими лицами, возникающая при различии даты поступления товаров, выполнения работ или оказания услуг и даты их фактической оплаты. Данный источник финансирования активов является эффективным при условии отсутствия просроченной задолженности.

Шариат дозволяет использовать кредиторскую задолженность в качестве финансового ресурса. В Коране сказано (смысл): «О, вы, которые уверовали, когда берете в долг другу друга до оговоренного срока, записывайте это» (2:282). Согласно сборникам «Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари и «Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима Пророк Мухаммад сам брал в долг, также передается, что Пророк сказал: «Дважды предоставленный от мусульманина другому мусульманину долг подобен одной милостыне».

При этом кредиторская задолженность  является важной с точки зрения её погашения. Различают задолженность товарного характера (перед поставщиками и подрядчиками) и нетоварного характера (например, перед работниками). Умышленное невыполнение договорных условий в части своевременной оплаты любой из сторон считается запретным действием. С другой стороны, в Шариате является желательным действием откладывать выплату задолженности.

Необходимо подчеркнуть, что помимо общепринятых условий такого договора, в Шариате недопустимо устанавливать цену за использование кредиторской задолженности. Соответственно, прописывать штрафные санкции за нарушение условий договора является запрещенным деянием. Это скорее вопрос этики взаимоотношений контрагентов.

Таким образом, можно выделить три важных правила в Шариате при использовании ресурсов, привлекаемых в качестве финансирования активов:

– привлечение источников, изымаемых дозволенным путем согласно Шариату;

– отсутствие платности предоставляемых ресурсов;

– соблюдение условий заключаемых договоров.

Последние статьи
О сайте
Целью Российского Совета по Исламским Финансам является расширение теоретических аспектов, связанных с исламской экономикой и финансами, а также помощь в практической жизни в решении поставленных задач в исследуемой области, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.